«Два билета на дневной сеанс»: сюжет высосан из пальца. Так ли это?

Удивила такая точка зрения на великолепный фильм Герберта Раппапорта «Два билета на дневной сеанс» (премьера состоялась 19 мая 1967 года): сюжет высосан из пальца, какая-то неправдоподобная схема у преступников, когда директор фабрики организует подпольный цех, вовлечены аж две республики и НИИ в Ленинграде.

Ну и абсолютно нереальный ход, закопать драгоценности в могиле дочери, всё это бестолково и глупо.

Давайте вспомним эту увлекательную кинокартину!Молодой сотрудник ОБХСС (если кто не знает, раньше в милиции был специальный Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности) Алёшин (Александр Збруев) решает уволиться из органов.

Где погони, где засады, где романтика милицейской работы? Молодому человеку стало скучно.

Но его словно бы услышал милицейский бог, и с помощью двух билетиков в кино у Алёшина появляется возможность внедриться под прикрытием в преступную организацию, занимающуюся теми самыми хищениями с большим размахом.

Тут есть, на мой взгляд, некоторое упущение. Алёшин по легенде отсидел в местах не столь отдалённых пять лет, но ни единым словом, ни единым движением не обозначает свою принадлежность к уркаганам — интеллигентный приятный молодой человек, вот что подумаешь при взгляде на симпатичного обаятельного героя.

Но всё-таки ничего страшного я в этом не вижу. Шарапов из фильма «Место встречи изменить нельзя» тоже не выглядел матёрым преступником и ничего, точно так же приняли, как своего. Зато начало «Двух билетов» увлекает и интригует сразу же!

А в остальном ничего неправдоподобного в фильме нет. Такие преступные схемы имели место, ведь фильм посвящён реальной борьбе ОБХСС с подпольным бизнесом. Люди, в нём участвовавшие, получили название «цеховики».

В картине показано, как было организовано теневое производство товаров лёгкой промышленности (модных-дефицитных), их сбыт и то, как «цеховики» практически неизбежно имели дело с криминальными элементами, а потому происходило сращивание «бизнеса» и криминала.

Всё это имело место в действительности. Ещё покруче бывало! Интересен и момент вовлечения людей науки в преступный бизнес.

По поводу драгоценностей в дочерней могиле и того, что некоторые считают, эта сцена придумана специально, чтобы побольше очернить директора. Мол, это ж святой человек, который помогал людям покупать дефицит!

Был такой директор Ленинградской областной оптово-торговой базы Георгий Зуйков.

О его запредельной безнравственности говорит тот факт, что в блокадном Ленинграде он работал в снабжении населения продуктами и собрал массу настоящих ценностей, материальных и культурных, выменивая на них еду. Тоже помогал людям покупать дефицит?

С 1954 года стал главой вышеуказанной базы, относившейся к Управлению торговли Ленинградского облисполкома. Восемь лет занимался крупнейшими хищениями, организовывал сбыт, скупал драгоценности и валюту, раздавал взятки кому надо.

А своё богатство припрятал в могиле дочери — зарыл прямо в могилку на Волковском кладбище три бидона, в них обнаружили доллары, золотые слитки и пластины, рулоны золотой фольги, 12 килограммов золотых монет, кучу золотых ювелирных изделий с драгоценными камнями.

В фильме богатство припрятано прямо в гроб. Какой напряжённый момент получился, когда милиция раскапывала могилу!

Так что сама жизнь подкидывает удивительные сценарии, ничего придумывать не надо.

В картине отличный актёрский состав. Как мастерски сыграл Станислав Чекан зловещего уголовника-рецидивиста!

— Ну, а дальше Вы сами осматривайте! Не люблю я этих ужасов царизма…

— Кто капитал вложил, тот и славится.

— Нет, не птичка ты – дятел! Стук-стук-стук, стук-стук-стук! Крови дурной много – лечить надо. Хирургически, только хирургически!

— Крылышки обрежу – порхать не будешь!

Удивительно хороша Людмила Чурсина в роли Инки-эстонки.

— Здесь уже что, общежитие?

— Я Мерлин Монро, у меня тот же номер лифчика!

Актриса вспоминала:

«Мне повезло, у нас на студии была женщина-эстонка, и я решила поучиться у нее эстонскому акценту. Слушала ее чтение, сама читала, и когда она сказала: «Ну, вот, Людочка, теперь вы прекрас­но говорите по-русски», — успокоилась. Поня­ла, что спецификой акцента овладела».

Её парня, грубого уголовника, сыграл Александр Январев. Какая запоминающаяся роль!

Никита Подгорный выразителен в роли запутавшегося учёного Лебедянского.

— Творчество – это единственная возможность у мужчины родить ребенка.

— Вам никогда не приходило в голову, что у нас в почете должности, а не талант? Вот попробуйте выгнать кого-нибудь за бездарность. За него сразу горой вступятся месткомы, суд и появится уйма возможностей для бесполезного человека развить кипучую деятельность.

Заседания, представительства, общественная работа, писанина… Есть такой… спорт, что ли? Залезают ногами в мешок и бегут наперегонки. Так побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешке.

Хороша Лариса Барабанова в роли Кнопки, девушки хорошей и забавной.

— Знаете, по-моему, это не я, а Вы интересуетесь Лебедянским. Во всяком случае, больше чем мной. Вот почему так получается? Сначала ухаживают за мной, а потом всё вот так кончается.

— Между прочим, меня Лебедянский сегодня расспрашивал про Вас.

— Про меня?

— Да, про Вас.

— И что Вы ему ответили?

— А я ему наврала. Сказала, что Вы отличный парень.

И остальные актёры, кого ни возьми — талант. Игорь Горбачёв, Пётр Горин, Валентина Сперантова, Владимир Кенигсон, Бруно Фрейндлих, Галина Никулина.

И как же замечательно сыграл молодой Александр Збруев! Его Алёшин взрослеет на глазах, проявляя свои лучшие качества, которые в нём, несомненно, были. Раскрывая преступную схему, он человечно отнёсся и к Лебедянскому, и к Инке-эстонке, в то же время проявляя мужество и смекалку, где это необходимо.

Детектив в своё время пользовался огромной популярностью, войдя в 200 самых кассовых фильмов за всю историю СССР. Но и сейчас смотреть его, на мой взгляд, не менее увлекательно.

Оцените статью
«Два билета на дневной сеанс»: сюжет высосан из пальца. Так ли это?
«Вий»-интересный вопрос к концовке, который пришел мне в голову