Два камео Леонида Харитонова в советском кино: все видели его в «Москва слезам не верят», но есть еще один интересный фильм

Леонид Харитонов. Многие помнят, что самый звездный актер 50-х, спустя два десятилетия после былой славы, сыграл самого себя в картине «Москва слезам не верит» (1979). Но есть еще один фильм, менее известный, где уже подзабытый Леонид Владимирович играет всем известного себя.

Леонид Харитонов родился 19 мая 1930 года. Он, как смерч, стремительно ворвался в советское кино, «низложил» старых киногероев сталинской эпохи и заставил зрителей любить и переживать за обычных людей, которых изображал на экране. А потом также неожиданно исчез.

С начала 60-х еще молодого Харитонова звали только на второстепенные роли и даже на малозаметные эпизоды. Как будто не было Ивана Бровкина или милиционера из фильма «Улица полна неожиданностей».

О причинах даже не быстрого, а мгновенного забвения Леонида Харитонова нужно говорить отдельно. Мы остановимся, на появлении актера в роли самого себя в художественных фильмах. В современном кино это называется камео.

Этот термин появился в западном кинематографе в 20-е годы XX века. Английское слово «cameo» означает камею – резной полудрагоценный камень или в более широком смысле неброское украшение.

Сегодня многие известные личности, не только артисты, но даже лидеры мировых держав, считают за честь появиться в разных фильмах. Буквально на несколько секунд и без указания в титрах. Кто-то играет самого себя, кто-то вымышленных персонажей.

Главная задача камео – дополнительно украсить фильм, придать ему «изюминку». О камео никогда не сообщают в титрах и рекламных материалах – неожиданное появление знаменитости должно стать сюрпризом для зрителя.

В советском кино был настоящий мастер камео – режиссер Эльдар Рязанов, который появлялся во всех своих фильмах:

49-летний Леонид Харитонов сыграл самого себя, только на 21 год моложе, в картине «Москва слезам не верит». Главные героини фильма в исполнении Веры Алентовой и Ирины Муравьевой встречают самого популярного актера того времени на «Фестивале французских фильмов» в Москве в 1958 году.

Вместе с Харитоновым на экране зрители фильма «Москва слезам не верят» увидели камео других известных личностей конца 50-х. Поэт Андрей Вознесенский, артисты Татьяна Конюхова и Георгий Юматов и «начинающий» киноактер Иннокентий Смоктуновский.

А первое камео Леонида Харитонова произошло за 10 лет до выхода всеми любимой мелодрамы.

13 января 1970 года на советском телевидении состоялась премьера новогодней музыкальной комедии «Похищение». Обычный фильм-ревю: незатейливая сюжетная линия призвана соединить в единое целое разные эстрадные номера.

В картине выступают клоун Олег ПоповМуслим МагомаевЭдуард Хиль, Эдита Пьеха, Николай Сличенко и другие звезды тогдашней эстрады.

Самих себя в новогоднем капустнике сыграли многие знаменитые актеры и актрисы. Например, Андрей МироновЗоя ФедороваЕвгений Моргунов и др.

И даже есть «камео» Софи Лорен!

Только вот камео ненастоящее. Советский режиссер Юрий Сааков просто взял и поместил в «Похищение» целый кусок из итальянской картины «Вчера, сегодня, завтра» (1963).

Если в оригинальном фильме Софи Лорен ведет диалог с Марчелло Мастрояни, то в советской картине она «беседует» с героем Савелия Крамарова.

Итальянская звезда возможно и не знала, что «сыграла роль» в советском телевизионном фильме. Авторские права иностранцев? Нет, в СССР про такое не слышали!

По сюжету новогоднего фильма знаменитые артисты стоят в очереди в милицию, чтобы… быть похищенными. Кого тут только нет! На морозе пытаются согреться Николай РыбниковАлла ЛарионоваВладимир БелокуровКлара Лучко и «неузнанный» Георгий Вицин.

Артист Харитонов слишком поздно присоединился к коллегам. Вот его диалог с «администратором очереди» (Серафима Бирман):

— Здесь запись на похищение?

— Здесь, здесь…

— Я – Харитонов!

— Знаю, знаю, вы будете Восемьдесят первый…

— Далековато…

— Что делать, опоздали!

— Всегда я опаздываю! – печально резюмирует Леонид Владимирович.

Свою последнюю главную роль Леонид Харитонов сыграл в 1960 году в фильме «Иван Бровкин на целине». Спустя 9 лет в «Похищении» его фраза про опоздание, то ли обида на судьбу, то ли горькая самоирония…

Оцените статью
Два камео Леонида Харитонова в советском кино: все видели его в «Москва слезам не верят», но есть еще один интересный фильм
Нина Иванова: она не желает говорить про приемного сына и не смотрит «Весну на Заречной улице»