Две мамы в фильме «Ирония судьбы»

А вот о чем мы сегодня поговорим. О мамах главных героев фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с Легким паром!».

Интересные дамы. Если мама Жени Лукашина Марина Дмитриевна играет весьма весомую роль в происходящем, то мама Нади хоть и присутствует среди действующих лиц, но ее… нет. Она настолько незаметна, что многие с трудом могут ее вообще припомнить — а что, есть, да?

Зная возраст Евгения и Надежды, легко подсчитать, что Лукашин родился в 1939 году, а Надежда в 1942. Они оба дети войны. И оба — безотцовщина. Поскольку в фильме не упоминается о братьях и сестрах, то мы в праве предположить, что и Надя, и Женя единственные дети у своих матерей. А их отцы, скорее всего, погибли на фронте. И при таких весьма схожих вводных данных эти женщины такие разные.

Мама Жени Лукашина в исполнении неподражаемой Любови Добржанской во всех отношениях прекрасна. Она умна, мудра, иронична, интеллигентна, заботлива, с одной стороны тактична, с другой умеет послать в баню несвоевременного гостя и знает, когда надо промолчать. В ней чувствуется какой-то аристократизм, так что все может быть, что она из «бывших». Она — мама-друг, воспитатель, советчик, опекун, пестун, старший товарищ и брат. Из тех матерей, которые устанавливают со своими выросшими детьми дружеские отношения.

Она не будет изводить нотациями и истериками с заламыванием рук, она принимает любое решение сына, даже если это очевидная глупость, потому что видит в нем личность и уважает его личные границы. Конечно, она пытается влиять на него, но делает это по-умному, подкидывая идею или поддерживая тот вариант из нескольких, который устроил бы ее. Нравится ли ей Галя? Конечно, нет. Но ведь это ее сын на ней женится и прямо она об этом не скажет. Но при этом ловко спроваживает его в баню (по традиции), точно зная, что он там хватит лишнего. Уж не потому ли, что ей очень хочется вбить клин между сыном и его невестой? Ведь не могла она не знать, как ведет себя Женя в кругу друзей под Новый год. Впрочем, Надя ей тоже не особо понравилась, поэтому и прозвучало уклончивое «Поживем — увидим». Между ней и сыном теплые отношения.

Мама Нади — совершенно другой человек с другим менталитетом и другим характером. И отношения с дочерью у нее совершенно другие.

Она простовата в плане манер, первая мысль при взгляде на нее — крестьянка. Или из рабочих. Из тех, что приезжали в города по набору. В одном их эпизодов, там, где Надя берет свое праздничное платье, чтобы надеть его, в углу комнаты виден портновский манекен, причем не какой-то, а дорогой — с разметками, такие и сейчас очень ценятся. А на стремянке видна ручная швейная машинка. Вряд ли пошивом занимается Надя. Ее мама — портниха. Когда-то работала в ателье, сейчас вышла на пенсию и работает на дому. Манекен, кстати, мужской. Она специалист по пошиву мужской одежды. А поскольку во времена СССР была в ходу поговорка «мужик должен быть чуть краше обезьяны», то услугами частной портнихи пользовались только богатые, статусные мужчины. То есть, семья не бедствует. Может быть, поэтому в Наде и присутствует некая избалованность, неотмирность — ей при ее заработке простой учительницы не приходится грузиться заботами «где достать денег».

Но простоватый не равно глуповатый. Она по-свему мудра и иронична, правда, ее ирония не столь тонка, как у Марины Дмитриевны. Она, скорее, подкалывает дочь: «Смотри, Надежда, как бы к моему возвращению здесь не завелся кто-нибудь третий». Она хорошо знает свою дочь, в курсе всех ее романов и не особо-то удивлена тем, что у Нади появился какой-то другой мужчина. Она как бы не вмешивается, по крайней мере при посторонних, но в то же время вполне доходчиво обозначает свое отношение к происходящему. Ее дочери 34 и она не замужем, а до этого десять лет путалась с женатым. Ну какая мать будет в восторге? Конечно, она хочет, чтобы дочь была при муже — в то время в 34 не быть замужем было позорно. Да хоть за кого, лишь бы кольцо на руку и хомут мужик на шею. И скорей всего, когда появился Ипполит, она с облегчением вздохнула: ну наконец-то дочка будет пристроена! Ипполит ей, скорей всего, тоже не очень нравится, но другого-то нет! И вроде все к свадьбе, но тут на тебе — на колу мочало, начинаем все сначала. Вполне ее понимаю. Однако у Нади, видимо, тот еще характерец, она норовит все сделать по-своему, маму не слушает, и той только и остается, что отделываться едкими шутками.

Обращает на себя внимание факт: мать Лукашина уходит встречать Новый год к подруге не по своей воле и даже с обидой — ее фактически выгнали из собственной квартиры. А мать Шевелевой уходит к соседке сама, побоявшись помешать дочери и ее новому мужчине. Ну и правильно, чтобы потом не оказаться виноватой в несложившемся счастье. И еще у них совершенно противоположная реакция на известие о ссоре своих детей с их парами: Марина Дмитриевна едва не падает в обморок, хоть Галя ей и не нравится, мама Надежды воспринимает известие просто как факт.

Потому что мама Жени понимает, что возраст и все такое — надо бы «бедного ребенка» передать в надежные руки. А мама Нади понимает, что дочь вполне способна прожить и без нее. Их отношения хорошие, но назвать их теплыми нельзя. Просто родственные.

Но как бы там ни было, обе эти женщины ведут правильную тактику: не вмешиваться в личную жизнь своих детей. Они могут обозначить свою позицию, но не более того.

А вам какая из них более симпатична?

Оцените статью
Две мамы в фильме «Ирония судьбы»
50 лет фильму «Всадник без головы»