«Две жизни» — два пути советской женщины

Эта короткометражка (всего 44 минуты) интересна не только тем, что в ней сыграла звезда советского кино Лидия Смирнова; в этом фильме чётко определены всего два пути, которые могла выбрать советская женщина (и вообще – советский человек).

Разумеется, эта сильная кинокартина, снятая по рассказу Павла Нилина «Жучка», весьма прямолинейна – или так, или эдак. Или белое, или чёрное. Или подвиг, или пошлость. Реальность была сложнее и обычные люди выбирали срединный путь.

Но фильм «Сёстры» или другое название – «Две жизни» (1956) тем и хорош, что здесь вообще отсутствуют нюансы. Итак, перед нами две сестры – Настя и Даша. Старшая Настя (её играет Лидия Смирнова) когда-то ещё до войны уехала в город, где моталась, пристраивалась, меняла мужчин, профессии.

И в конечном итоге стала работать продавщицей газированной воды. Скромно? Да, но… В свободное от работы время она бегает по магазинам, скупает «дефицит», а потом – толкает его страждущим.

В общем, Настя — обычная спекулянтка, и скромное место продавца ей нужно исключительно для прикрытия. И вот ей сорок лет – она прибывает в шикарном приталенном костюме в свою родную деревню. Видит постаревшую Дашу, которая по паспорту моложе.

Наблюдает «убогий» быт. Изображает барыню. Пытается флиртовать с мужем сестры – Филимон когда-то был женихом Насти, но женился на Даше… С потрясающим цинизмом мадам-спекулянтка рассказывает о своей весёлой жизни.

Перед войной заимела немолодого покровителя, потом расстались, и она без трепета избавилась от ребёнка, точнее, от плода, о чём и теперь не жалеет. Чтобы не испытывать военных тягот, пристроилась в детский сад и эвакуировалась с ним в Среднюю Азию.

Там опять проявила цепкость, став сотрудницей распределителя – пункта снабжения. Потом заведующего посадили… Так они хорошо распределяли! В общем, дамочка всю дорогу крутилась. А её сестра – в колхозе. Муж – воевал. Она – ждала… Ей повезло – дождалась.

Жили трудно и честно. И без лоска. А Настя и сюда привезла товар – газовые платки — спекулировать. Что в финале? Пристыженная красотка Настя убегает в ночи, наскоро затолкав вещички в чемодан – она услышала, как о ней отзываются.

Жучка – это о ней. Собачка без породы. Её моложавость, дорогие платья, роскошные локоны – всё ерунда. Потому что она – не вполне человек. К слову, она сама себя называет не Настя, а Нонна. Так красивее.

В 1930-1950-х такое встречалось – иной раз бывшие деревенские жители, пытавшиеся вписаться в городской стиль, брали себе «красивые» имена, хотя, это наиболее провальный путь. Смешно и унизительно.

Жучка не стала получать образование, читать, думать, не захотела быть инженером, учительницей или врачом, да хоть и товароведом – гораздо проще назваться Нонной, торговать газировкой и спекулировать газовыми платочками. Никому не нужная, бессодержательная тётка. Оболочка.

Ни профессии, ни мужа, ни детей. Прошлое — пустота. Будущего — нет. Настоящее — тупик. И главное, что быть такой Нонной — …тяжело. Это как в кинокомедии «Лёгкая жизнь» (1964) реально лёгкая она у тех, кто действует по правилам, а не ловчит.

Главное, что Настя-Нонна что-то такое поняла – очень уж выразительное у неё лицо, когда она едет обратно на вокзал… Но вряд ли она исправится — она с юности Жучка. И вряд ли сможет стать кем-нибудь ещё. Точно так же Даша никогда не станет Жучкой.

Оцените статью
«Две жизни» — два пути советской женщины
«Всё наоборот» VS «Вам и не снилось», а Миша Ефремов в женском платье