«Двойной капкан» — фарца и западный образ жизни

Читатель предложил поговорить о двухсерийном фильме «Двойной капкан» (1985) – интереснейшем проекте Рижской киностудии, где сошлись всё звёзды – режиссёр Алоис Бренч, композитор Раймонд Паулс и много приятных актёров из самых западных республик – Лилита Озолиня, Альгис Матулёнис, Петерис Гаудиньш (наш советский Айвенго) и много других.

Это – типовой милицейский детектив, где мы, согласно логике жанра, знаем, кто преступник с самого начала, и всё внимание – на работу правоохранительных органов. В центре сюжета – очень-плохие-буржуи, мечтающие, во-первых, при помощи видеокассет и красочных журнальчиков «насадить буржуазный образ жизни», а, во-вторых, переправлять антиквариат в капстраны, чтобы делать на этом свой business.

Тема старины и всяких златых портсигаров эпохи Ар Нуво, и особенно – монет и драгоценных орденов – любимая «фишка» тогдашних детективщиков (вспомним хотя бы «Подпаска о огурцом» (1978) из серии «ЗнаТоКи»). Да и фарцовка всяческими джинсами-жвачками-«Бурдой», а то и чем более пикантным (а этого в «Двойном капкане» много) – популярный мотив 1970-1980-х годов.

Действующих лиц – много. Жулики и сыщики. Просто женщины. И …не просто женщины. Ловцы дольче-вита и честные труженики. Типовой расклад. Но есть нюансы. Допустим, логовом аферистов является ночной бар «Карат», где, собственно, бар соединён с варьете. Эстрада с эффектными девушками, чьи танцы сопровождали поедание какого-нибудь мяска-и-салатика, — это нормально работало в Прибалтике, что для многих гостей этих республик, было в новинку.

Кабаре имелись в Болгарии и Венгрии (в других странах – не в курсе). Мне сейчас (а не тогда!) оказалась интересна линия фарцовщика по кличке Банан и его подручных. Уже в этом фильме 1985 года произнесли важную фразу, которую никто не заметил: Банан не валит в Канаду, где у него дядя, потому что он там будет – никто, а в советской Риге он – крутой и «упакованный». Дядя-то не профессор и не владелец магазина в своей Канаде.

Но имеет возможность присылать фирменные штуки. Если посмотреть, чем Банан поражает своих нетребовательных гостей, это – забавный шлак. Недорогое пойло в красивых бутылках, западная музыка, вещички, кассеты и – журналы, причём не новые, а месячной или даже полугодовой давности – в одном из кадров они смотрятся потрёпанными. И это продавалось не за 20 копеек.

У меня были западные каталоги и всякие буклеты 1981-1984 годов. Думаете, я их выкидывала в 1985 или 1986 году? Я и позже их держала чуть не на видном месте. И, когда к нам приходили гости, они любили всё это листать. Сейчас очень трудно объяснить, что Burda 1982 года или периодика, вроде Stern… или какие-то дамские журнальчики, привезённые мамой из Хельсинки, считались чем-то, вроде «окна в заманчивый и запретный мир», где всё – в шикарных обёртках, и конфеты, и женщины.

Видака у меня не было – я ходила к подругам. «Эммануэль» всякую, упоминаемую в одном из эпизодов, мы не смотрели – неинтересно (да никто не дал бы нам это смотреть, даже если бы оно было у их родителей), а вот боевики и комедии – да. По сути, авторы «Двойного капкана» чётко определили идею – показ «красивой жизни», в принципе, недоступной даже и в Латвии, подтолкнёт общество к отказу от социализма.

По-хорошему, надо было завалить молодёжь всей этой блескучей ерундой… Нам, конечно, вещают, что один из помощников Банана – Каспер шумно раскаивается и даже швыряет глянцевые журналы в лестничный пролёт. Но бывало ли так в реале? К слову, у Каспара в одной сцен американская военная рубашка – мол, это мощно и привлекательно. Тогда юношество исподволь училось любить Америку и всё, что с ней связано.

Потом это ярко вспыхнет в 1990-е, а пока на дворе 1985 год (точнее 1984-й, когда снимали). Ностальгия – дутые курточки, пластмассовая бижутерия, широкие тугие пояса… Наивное время, когда обложка была «дороже» содержания, а видеокассета стоила 150 рублей – зарплата молодого инженера. Журнал мод трёхлетней давности, но привезённый из Франции стоил примерно, как …альбом по искусству.

Конечно, фабула шире фарцы и спекулянтов, этой возни с кассетами, штучками и лейблами, символизирующими дольче-вита, но сейчас именно это, а не острый сюжет, цепляет. КАК?! Вот это?! Мы ради этой ерунды? Впрочем, заиметь спокойно-равнодушное отношение к «Бурдам» и джинсам, было можно только получив их в запредельном количестве. А в те годы и реклама казалась АХ! А помните, как она быстро надоела уже в 1990-х?

Оцените статью