Первый перевод пьесы «Собака на сене» сделан в 1943 году Николай Пятницкий, а через полвека пьесу поставили в Александринском театре.
При этом, эталонным считает перевод пьесы де Вега, который уже в ХХ веке сделал в стихотворной форме Михаил Лозинский. Именно ему принадлежит привычное нам название произведения «Собака на сене», ведь в оригинале оно называлось «Собака огородника».
Популярные пьесы де Вега редко переносили на экран. Есть всего 16 фильмов по произведениям испанского драматурга. В советском кинематографе есть фильм «Учитель танцев» с Владимиром Зельдиным в главной роли.
Первый вариант «Собаки на сене» снял советский режиссер Ян Фрид, и только через 20 лет появилась португальская экранизация.
Сценарий Фрид написал сам. В ответ на претензии цензоров он просил их отсылать к автору произведения. После этого режиссер получил больше свободы на съемках фильма, но максимально приблизил сценарий к переводу Лозинского.
При этом, музыкальную составляющую создали с нуля – песни написали композитор Геннадий Гладков и поэт Михаил Донской.
В Италию съемочную группу никто отпускать не согласился, поэтому пришлось ограничиться павильонами «Ленфильма», а натуру снимать в Крыму. В качестве мраморного особняка Дианы де Бельфлор выступил Ливадийский дворец, который построили в 1911 году в качестве летней резиденции императора Николая II.
Этот дворец был построен в стиле итальянского ренессанса с вкраплениями готического декора. Именно здесь в 1945 году встречались Сталин, Черчилль и Рузвельт. Советским кинематографистам дворец был хорошо знаком – здесь снимали киноленты «Анна Каренина», «Овод» и «Десять негритят».
Обратим внимание на режиссера, который решился снять «Собаку на сене». Ян Фрид родился в 1908 году в Российской империи. В массовке красноярского театра Ян вместе со старшим братом играл со школьных лет.
Когда Фрид в 12 лет работал санитаром военного госпиталя в годы Гражданской войны, он знал, что вернется в театр и свяжет свою жизнь с искусством.
В 1932 году он получил диплом режиссера в Ленинградском театральном институте, а потом поступил в Киноакадемию при ВГИКе на курс Сергея Эйзенштейна, которую окончил в 1938 году.
В том же году Фрид снял свой первый фильм – короткометражку по рассказу Чехова. Известным он стал через 15 лет, когда экранизировал комедию Шекспира «Двенадцатая ночь», в которой сыграли Клара Лучко, Михаил Яншин, Бруно Фрейндлих и Георгий Вицин.
Этот фильм показывали в СССР, США, Англии и других странах. После успешного дебюта у Яна Фрида не было проблем с продолжением карьеры. Вскоре он берется за фильм «Дорога правда» по просьбе советского руководства.
Но режиссера тянуло к музыкальным комедиям. К тому же, он любил ставить мировую классику, не искажая ее, но умело адаптируя для советского человека. Песни становились неотъемлемой частью его экранизаций.
Этот режиссер снял знаменитые музыкальные комедии «Летучая мышь», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан». Время от времени в Госкино просили Яна Фрида снять фильм к 8 марта или Новому году, и он дарил зрителю новую комедию.