В предыдущей статье о фильме, я писала о том, в Вениамине, герое Александра Ленькова, при желании можно разглядеть немало хороших качеств, которые сможет оценить женщина, не склонная к психологическим играм. Однако в любой характеристике человека содержится очень много от того, кто ее дает. Посмотреть объективно на другого, да на того же самого Вениамина, нам могут мешать личный опыт и защитные механизмы, например, проекции. Но если посмотреть на персонажа из фильма, учитывая средства киновыразительности, то можно разглядеть и нечто такое, что не будет продиктовано субъективным взглядом. То, как именно показан Вениамин в «Зимней вишне», дает возможность увидеть в нем больше отрицательного, чем положительного.
- Вениамин не считает нужным запоминать имена и не стесняется называть людей чужим именем.
- Вениамин не дружит с реальностью.
- Все едят торт ложечкой, а Вениамин – руками.
- Для Вениамина характерны противоречивые невербальные сигналы.
- Девиз Вениамина – за спрос по морде не дадут.
- Всегда на голубом глазу.
- Вениамину все всё и всегда должны
- Так почему же Вениамин ушел?
Вениамин не считает нужным запоминать имена и не стесняется называть людей чужим именем.
Для Вениамина любая – Валя.
– Валя, я призываю вас спорить, – обращается он к Ларисе.
– Валя, выходите за меня замуж, – говорит он Оле, которая справедливо замечает, что ему неплохо было бы запоминать имена, прежде чем делать такие предложения.
Можно было бы списать это на забывчивость и рассеянность, свойственные человеку науки (лично мне Вениамин очень напоминает образ «Человек рассеянный с улицы Бассейной») или тайную влюбленность в Валентину, но можно увидеть в этом и нечто другое.
В психологии имя человека не редко ассоциируется с уважением, признанием другого. Многие психологи советуют чаще обращаться к человеку по имени. Не каждый любит свое имя, но практически любому будет неприятно, если его назовут чужим именем. Возможно, Вениамин просто не задумывается о таких «мелочах», не считает нужным утруждать свою память запоминанием каких-то там имен. Он пренебрежительно относится к другим и не страдает избытком деликатности.
Вениамин не дружит с реальностью.
То ли искренне, по наивности, то ли от излишней самоуверенности, но Вениамин упорно игнорирует некоторые факты. Например, на посиделках в начале фильма он эмоционально заявляет «Хорошо сидим!», хотя уровень дискомфорта и неловкости в комнате просто зашкаливает.
Все едят торт ложечкой, а Вениамин – руками.
Маленькая деталь? Но для чего-то же она есть в этом образе. Лично у меня это ассоциируется с какой-то нечистоплотностью и небрезгливостью, причем не только в физическом смысле.
Для Вениамина характерны противоречивые невербальные сигналы.
Говорят, язык тела не лжет. Занимаясь им уже более 10 лет, склонна с этим соглашаться.
Иногда Вениамин принимает позы неуверенного в себе, «зашуганного», робкого, застенчивого человека. Сжимается, плечи у него «сворачиваются» вперед, голова втягивается в плечи. Этакий рохля-неудачник. Однако ж такое невербальное поведение персонаж демонстрирует далеко не всегда, а лишь там, где ему важно произвести «смиренное» впечатление.
В другие моменты Вениамин как бы забывается, начинает чувствовать себя уверенно, перестает контролировать тело, распушает хвост. В такие моменты он демонстрирует так называемые позы территориального поведения – занимает пространство с помощью рук и расставленных ног. Голову не втягивает, а смотрит свысока.
Не знаю, было ли так задумано ради воплощения образа, но если исходить из принципа «есть то, что есть», то выглядит это весьма двулично.
Когда Вениамин оказался в квартире Ольги, он, вроде бы как, пытался вести себя скромно, но при этом в какой-то момент, сидя на диване, снова принял территориальную позу: руками занял пространство на уровне дивана, а ногу положил на ногу в области щиколотки.
В литературе по языку тела можно найти упоминания о том, что такая поза характерна лишь для двух типов людей: для боссов, реально владеющих территорией, которую обозначают невербально и психологически, и для недалеких, но самоуверенных глупцов, которым даже в голову не приходит, что на чужой территории так сидеть они просто не имеют права.
Девиз Вениамина – за спрос по морде не дадут.
Живет Вениамин с мамой и, вероятно, полагает, что «ничего такого» в этом нет, равно как и в том, чтобы перейти жить на территорию другой женщины, например, Ольги. Что Ольга, что мама – особой разницы нет, лишь бы хорошо устроиться.
На пресловутой вечеринке Вениамин навязывает всем никому не нужный диспут, и его опять же не смущает, что никто не разделяет его инициативы. Про таких, как Вениамин, можно вспомнить немало поговорок. Что-то из разряда «Его в дверь, а он в окно», «Ему ссы в глаза, всё Божья роса». Где-то можно и унизиться, лишь бы что-то выгорело. Примаком быть не очень? Да о чем вы? Вениамин и тапочка с собой принесет, лишь бы побыстрее с комфортом устроиться в чужом доме.
Венечка предлагает Ольге выйти за него замуж, ну, или хотя бы съехаться для начала, а уже потом обрести семью «как Родину». Предложение выглядит неадекватным, неуместным, где-то даже безумным, но, кажется, это из той же серии, что и «пять минут позора и ты свободен». При этом Вениамин, кажется, вполне осознанно пользуется хорошо освоенным им когда-то приемом. Делает мордочку тяпкой и выдает тот самый взгляд…
Всегда на голубом глазу.
Это выражение лица Вениамина говорит о многом, но только не о его искренности. Есть такое заблуждение: мол, человек, когда лжет, глазками бегает. Однако специалисты по невербальному общению говорят об обратном: пытаясь изобразить честность, врунишка будет стараться установить и максимально долго выдержать прямой визуальный контакт.
Веня добавляет к прямому визуальному контакту выражение честности и наивности, про которое и говорят – «на голубом глазу», то есть когда человек не то, чтобы не понимает, а делает вид, что не понимает, причем по причине искренней и непорочной неосведомленности.
Вениамину все всё и всегда должны
Не сложно заметить, что Вениамин не предъявляет особых требований к себе, но зато с избытком – к другим.
В очередной раз Вениамин попытался изобразить скромность, но несколькими штрихами и деталями выдал свое истинное отношение к происходящему. Заявившись в квартиру к Ольге, он обронил:
– А я, в общем, именно так себе и представлял всё.
Хотелось бы знать, почему, по какой причине и на каком основании он себе вздумал всё это представлять. Возможно, уже как-то и на что-то рассчитывал. Ликер Веня не оценил, но сделал вид, что всё хорошо. Еще бы, начни он бузить прямо сейчас, можно было бы и вовсе получить от ворот поворот. Он лукавит, говоря, что ликер – вкусная штука, но, возможно, и просто из вежливости.
А вот что точно нельзя списать на вежливость, так это его взгляд на еду и на Ольгу. Разнообразие блюд Веня оценил и принялся трапезничать так, словно сам добыл мамонта, а Оля его лишь приготовила. Смотреть на потенциальную партнершу масляными глазками Вениамин начал почти сразу, но выдало его разочарование.
Когда Ольга (та еще манипуляторша) предстала перед Вениамином в домашнем неопрятном и вытянутом, но удобном рванье, мужчина явно перестал пускать слюнки и не смог удержаться от осуждающей реплики – вот ведь, Оля-то как посмела поступить, так красиво было, нарядно, приятно для его мужского глаза, а она взяла и всё испортила.
– Вот те раз! А было так нарядно!
В общем, да, да, да и еще раз да: дома должно быть чисто, на столе должно быть всё вкусно, а женщина должна быть всегда ухоженной, нарядной, сексуальной и желанной.
– А женщина и должна быть женщиной! – ну просто квинтэссенция мировоззрения Вениамина.
Все Венечке должны, один он почему-то никому и ничего, ибо совершенно непонятно, что же он взамен предложил Ольге кроме собственной сомнительной персоны.
А в какой манере он прислал Ольге свой номер телефона? Просто номер. Сама знаешь, что делать нужно. Никакого тебе приветствия или просьбы. Зачем просить, когда никуда не денется и позвонит, когда прижмет.
Так почему же Вениамин ушел?
Непростая он натура, противоречивая. И посмотреть на линию «Ольга – Вениамин» можно под разными углами. В конце концов, любое произведение предполагает участие и соучастие зрителя, дает некоторую свободу действий в плане интерпретаций.
В прошлый раз я предположила, что Вениамин, будучи действительно положительным, честным и искренним, раскусил игру Ольги и не захотел в нее играть, потому и ушел. Но в этот раз я поделюсь совершенно другим предположением.
Возможно, неискренний и вероломный Вениамин понял, что Ольга не намерена играть в предложенную им игру. Не будет она каждый день баловать его разносолами и ходить перед ним в нарядном платье, не будет ублажать его плоть в постели и тешить его научное эго, восхищаясь его незаурядным умом, который всё никак не может породить готовую и защищенную диссертацию.
Можно было бы обвинить психологию (и психологов) в том, что это слишком легкий путь – предложить разные предположения, не отдавая предпочтения ни одному из них. Можно. Однако в защиту психологии скажу следующее: будь Вениамин реальным человеком, и будь у психолога возможность побеседовать с ним, в реальном времени наблюдая за его реакциями и эмоциями, можно было бы сделать безошибочные выводы. А так – у нас есть просто кино и просто персонаж, задуманный и воплощенный, но, чего уж там, мало реальный.
Лично мне ближе позитивная трактовка этого образа. Да, у Вениамина есть «грешки», недостатки и пунктики, а у кого их нет? Плохое увидеть в человеке несложно. Бывает сложнее заметить, что это «плохое» не столь уж и значительно на фоне хорошего. А чуточку мужского тщеславия действительно можно простить.