Мы помним его фильмы и телевизионные работы — величественные и проникновенные, как «На всю оставшуюся жизнь», стопроцентно пушкинские, как «Выстрел» или «Метель», насквозь толстовские, как «Семейное счастье» и «Детство. Отрочество. Юность», полные доброго юмора и нежности к своим героям в «Почти смешной истории» по Брагинскому.
Фоменко не был так называемым «примерным мальчиком» с самого детства — самозабвенно гонял в футбол и в хоккей, но его маме удалось привить непоседе любовь к прекрасному. Прежде всего — к музыке.
Он играл на скрипке и закончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. А потом устремился в театр. Но консервативная среда не встретила его — хулиганистого интеллигента — с распростертыми объятиями.
Его путь был тернист, но Петр Наумович все равно добился своего. Он стал режиссером необыкновенным, любившим повторять своим ученикам слова Станиславского, что «без магии и символа нет театра».
В день рождения Фоменко-режиссера (род. 13 июля 1932 — ум. 9 августа 2012) мы предложим вам его актерскую работу — первую из трех.
Петр Наумович сыграл в спектакле «Джентльмены из Конгресса» в год своего 50-летия. Глядя на его озорство в кадре, становится понятно, почему ему окрестили «мастером театрального хулиганства».
Постановка в жанре телеспектакль-памфлет выполнена Главной редакцией литературно-драматических программ ЦТ по пьесе «Оба ваши дома», написанной американцем Максвеллом Андерсеном в 1933 году и в том же году получившей Пулитцеровскую премию.
Название пьесы — аллюзия к знаменитой шекспировской фразе, посмотрев спектакль, вы поймете почему.
Остро-публицистических сюжет диктовал постановщикам — Вениамину Смехову и Марине Ишимбаевой — необычный формат. В спектакле звучат специально написанные зонги Леонида Филатова, хлесткие, умные, ироничные. Музыку написал Эдисон Денисов, а исполняет их исключительно Петр Фоменко. И как исполняет!..
В спектакле снялись: Эдда Урусова, Инна Ульянова, Александр Вилькин, Юрий Аверин, Альберт Буров, Леонид Сатановский, Марина Поляк, Виктор Бохон.