«Единственная» — чего хочет Танюшка Фешева?

Всё-таки мелодрама Иосифа Хейфица «Единственная» (1975) получилась гораздо богаче смыслами, чем крепкий рассказ Павла Нилина «Дурь» (1972), ибо даже странное, болезненное, психически-неустойчивое состояние Танюшки Фешевой подано не так уж прямолинейно.

Я несколько раз в своих разборах называла её «нимфoмaнкой», ибо – похоже на то. Хорошенькая дамочка, мало того, что погуливала, пока молодой муж служил в армии, она уже и при нём не смогла успокоиться. Ребёнок тоже всё это наблюдал.

В комментариях мне писали, что это определение – грубо и ошибочно. Танюшке нужна не физиология, но что-то иное, чего она практически не ощущала в браке с Колей Касаткиным. На мой взгляд, здесь сложно оделить физические проявления от душевного порыва.

Тем не менее, скорее всего, правы те, кто говорят о «социокультурном» голоде Татьяны, которая его утоляет нехитрым способом. Что я имею в виду? Официантка – малоразвитая и при том – остро чувствующая. Очень тяжёлый случай! Примерно, как «всё понимает, а сказать не может».

Вернее, может, но коряво. Книг она не читает, особых интеллектуальных запросов нет, но обладает великолепным голосом и, что ещё важнее – тонким пониманием гармонии. Это не сарказм! Посмотрите, как она поёт – она же отдаёт всю себя процессу.

И руководитель хора – Борис Ильич привечал её, как талант, прежде всего. А уж личико-фигyрка-нoжки – это приложение. Это сочетание явного таланта с отсутствующей тягой к знаниям, создаёт питательную почву для странных проявлений.

Фешева отчаянно хочет новых впечатлений, а где их взять, если она не читает, по музеям не фланирует и, тем более, не пишет?! Только в общении с противоположным полом – там впечатлений всегда через край. Она отдаёт то, что… может в ответ на восторги, слова и – внимание.

Ей остро хочется внимания. И потом, с кем она изменяет Коле? С Борисом Ильичом – харизматичным неудачником, исполняющим надрывные песни. Я говорю именно о фильме – в рассказе совсем другая ситуация и – другая Танюшка, потому и первоисточник зовётся «Дурь», а киновариант — «Единственная».

И то, что она – единственная, страдальчески сознаёт Касаткин. Забыть он её не сможет, а если удастся, то не скоро. Я понимаю, что это не извиняет женщину, забывающую свой долг перед семейством. Я объяснила, чего ей не хватает – и это не ceкc.

Точнее, он – манящая вишенка на торте, а торт – впечатления, ощущения, внимание. И весь ужас в том, что она действительно любит своего простецкого Колю. Но и других …эпизодически любит. Это ужасно, но это — так. Дурь? Безусловно!

Оцените статью