«Единственная»: колдовские чары Танюши, и как спастись Коле

Чем приворожила Танюша Фешева Колю Касаткина так сильно, что он не может её забыть? Речь идёт о героях фильма Иосифа Хейфица «Единственная», снятом в 1975 году.

Коля, вернувшись со срочной службы в армии, узнаёт от добрых матушки с сестрой, что любимая жена оказалась подколодной змеёй, так как верность не хранила. Однако, Таня клянётся в любви к супругу, и тот, соскучившийся по красавице-жене, решает махнуть рукой, мало ли что там в разлуке было.

Однако, чувствуется, что он словно бы лишился опоры, такой простой была жизнь и любовь, а теперь приходится мучиться, аж пришлось Достоевского читать, чтобы хоть что-то понять в людях.

Случается страшное — очередной Борис Ильич очаровывает Танюшу. Когда Николай видит всё своими глазами, он понимает, что жена не изменилась и не изменится. И тут уже Касаткин непреклонен, с женой разводится и скоропалительно женится на очаровательной Наташе-библиотекарше.

Казалось бы, живи и радуйся! Новая супруга — образованная и красивая женщина, Колю обожает, в доме чистота и уют. А только раздражает она Касаткина, исстрадался по своей «бывшей», ноги сами несут к старому дому.

Как же так?

Очень понравилось такое высказывание о Тане:

Татьяна олицетворяет двойственность женской натуры. Она и порок, и чистота. Она и ложь, и честность. Этакий диптих Россетти. Она и «Леди Лилит», и «Сивилла Палмифера».

А это часть диптиха про Лилит:

Лилит-колдунья, первая жена,
Что праотцу Господь позволил взять,
Как сатана, умела сладко лгать.

Текла огнем волос ее волна.
Мир постарел — волшебница юна;
Влечет ее чарующая стать
Мужчин к тенетам радужным — и глядь,
Душой и телом жертва пленена.

Красны, как кровь, колдуньины цветы.
Нет храбрецов, которых дивный сад
Не соблазнил виденьем красоты.

Вот юноша; глаза его горят,
Склонился он, тобой навек заклят,
Удавкой локон обернула ты».
(Перевод В. Сергеевой)

По-моему, потрясающе выражена суть колдовской сущности Тани. Не зря она пророчески предсказывает Коле его будущее несчастье:

— Но ведь ты, Коленька, имей ввиду, бывший, милый… Бабы такой как я, беспутной, но честной и чистенькой не сыщешь тоже.
— Это ты-то честная?
— Да.
— Это ты-то чистенькая, да?
— Ты не понял? Ещё не понял? Но ничего, ты потом поймёшь.

Коля и сам не может понять, почему именно Танюша стала его единственной. В рассказе он лишь о шикарных волосах Танечки говорит: «У неё были, вы представить себе не можете, какие богатые, ну совершенно русые волосы, вот так, по последней моде, раскиданные по плечам».

Совсем как Лилит «удавкой локон обернула» и почти погубила Колю.

Кстати, Елена Проклова потрясающе сыграла такую притягательную женщину. Вот что говорят про эту роль зрители:

— Как назвать Елену Проклову в этой роли — красивая, симпатичная, привлекательная, хорошенькая — не суть важно, все подойдёт. Я считаю наиболее подходящим определение «манкая».

— Манкость не сыграешь, не изобразишь, ей не научат в театральном, это данность от природы. Она — некое особое тонкое свойство, которым обладают далеко не все женщины, даже актрисы.

С хорошей, однако, постылой Наташей жизни у Касаткина не будет. Это самая большая ошибка Коли — жениться не по любви. Вернуться к Тане? Но закрывать глаза на «слабости» жены Коля, пожалуй, не сможет — не такой характер! Тоже не жизнь, а мучение.

Взять себя в руки Николаю нужно, не высматривать «бывшую», а осуществить свою мечту — рвануть на Дальний Восток, где для него есть работа. От себя, как говорится, не убежать, а всё же смена обстановки и новые цели в жизни — лучший выход. Как думаете?

Оцените статью
«Единственная»: колдовские чары Танюши, и как спастись Коле
Несколько крупных нестыковок и неувязок в книгах про Гарри Поттера, которые далеко не все замечают