В семидесятые-восьмидесятые годы кинематографисты активно взялись за экранизацию произведений популярного писателя Георгия Маркова. По мнению журнала «Спутник кинозрителя», это не было случайностью:
«Широкий социальный фон, историческая и жизненная конкретность, напряжённый драматизм человеческих судеб, укрупнённых сопричастностью драматизму времени, незаурядные характеры и сильные проявления чувств — всё это обеспечивает фильмам по произведениям писателя широкую зрительскую аудиторию, большой общественный резонанс».
В 1980 году вышли сразу две ленты по произведениям Маркова: двухсерийная драма «Отец и сын» режиссёров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова и картина Владимира Венгерова «Вторая весна». О фильме «Отец и сын», где главную роль сыграл Вадим Спиридонов, а его сына по очереди — Алексей Серебряков и Андрей Смоляков, я писала ранее, сегодня рассказ о «Второй весне».
В фильмографии Владимира Венгерова к концу семидесятых годов было уже несколько работ, сегодня уже бесспорно входящих в золотой фонд советского кино. В его лентах появился и один из самых интересных кинодуэтов — Людмила Гурченко и Олег Борисов (Гурченко, к слову, об Олеге Борисове отзывалась всегда восторженно и говорила, что это чуть не лучший её партнёр). В 1976 году Владимир Венгеров поработал на тв — это была эпопея о жизни нескольких поколений сибирской семьи, восьмисерийная мелодрама «Строговы», поставленная по одноимённому роману Георгия Маркова. Через три года
Венгеров вновь взялся за прозу того же автора, и на этот раз это была повесть «Завещание», сценарий по мотивам которой написал Феликс Миронер.
Увы, для талантливого и плодовитого сценариста и режиссёра эта работа стала последней. Миронер успел познакомиться с фильмом, но ушёл из жизни через два месяца после премьеры.
Начинается фильм со встречи главного героя, демобилизованного полковника Михаила Нестерова, с женой его погибшего боевого товарища Лидой.
Михаил хочет выполнить последнюю просьбу друга, его завещание — продолжить в районе поиски месторождения уникальной глины.
Лида, для которой смерть мужа, а потом и сына стала трагедией, поначалу отказывается даже говорить об этом, но потом, остыв, передаёт Михаилу старые записи мужа. Из них становится ясно, что двигаться нужно в тайгу, в дальний посёлок Пихтовка, председатель колхоза которого может подсказать, что делать дальше. Добравшись до Пихтовки, Нестеров узнаёт что председатель погиб на фронте, а его место заняла вдова Евдокия, женщина сильная, умная, пользующаяся авторитетом среди односельчан.
вдокия берётся помочь Михаилу и едет с ним к старому мастеру, работающему с той самой глиной. Попутно между Евдокией и Михаилом возникает симпатия, перерастающая в более глубокие чувства. Да и с глиной всё складывается: образцы, доставленные Нестеровым с лабораторию, оценивают высоко, речь уже идёт о серьёзной геологоразведочной работе.
Но здесь возникает неожиданное препятствие: к Михаилу внезапно заявляется жена Серафима. С ней Михаил уже расстался и, демобилизовавшись, даже не сообщил о возвращении.
По всей видимости, Серафима завела роман на стороне, пока муж воевал (в фильме этот момент не раскрывается, но такое объяснение само приходит на ум после реплик Михаила и потом после разговоров его с женой). Правда, теперь Серафима уверена, что что очень нужна мужу, тем более что на фронте он потерял руку. Женщина начинает хозяйствовать в доме и тут очень некстати к Михаилу приезжает и Евдокия. Нестерову нужно будет одновременно пробивать геологоразведочный проект и возвращать доверие любимой.
Главные роли в фильме получили Анатолий Кузнецов (Михаил Нестеров) и Наталья Егорова (Евдокия).
Любопытно, что
спустя несколько лет актёры станут на экране уже семейной парой, но весьма отталкивающей:
в драме «Без солнца» (1987) Юлия Карасика, экранизации знаменитой пьесы Максима Горького «На дне», Анатолий Кузнецов и Наталья Егорова сыграют супругов Костылёвых, хозяев ночлежки.
В роли Лиды, жены погибшего товарища Михаила, — Светлана Крючкова, роль говорливой и очень колоритной подруги Евдокии получила Елена Драпеко,
а в роли Серафимы — Татьяна Лаврова.
Небольшая, но очень яркая роль сестры Серафимы, не в меру активной Иришки, которая настойчиво до неприличия пытается помирить бывших супругов, получила молодая актриса Татьяна Голодович. Удивительно, но актриса с таким выраженным темпераментом появилась в кино ещё только раз, а потом предпочла работу в театре.
В других ролях Лариса Буркова, Любовь Малиновская, Вадим Медведев, Николай Боярский. Особо надо отметить небольшой эпизод с частушками, которыми развлеклись жители Пихтовки, когда туда приехал Михаил. Солистом и заводилой был пожилой мужчина, и в этой роли не актёр, а фольклорист, писатель и поэт-песенник Виктор Боков.
Ну и несколько слов об исполнителе роли соседа и нового товарища Михаила — военкома Фёдора Фролова. Эту роль Владимир Венгеров отдал Николаю Рыбникову, слава которого, к огромному сожалению, уже померкла. Неактуальным стал типаж актёра, да и возраст давал о себе знать, поэтому Николай Рыбников снимался всё меньше, хотя работать очень хотел и страдал от отсутствия ролей.
На площадку он привёл и свою младшую дочь Арину, которой режиссёр дал маленькую бессловесную роль девушки-водителя. Но киносъёмки Арину не увлекли, равно как и другие занятия, своего места в жизни она так и не нашла, как впрочем, и её старшая сестра Алёна. Но об этом здесь рассуждать не хотелось бы.
Для Арины Рыбниковой «Вторая весна» стала единственным появлением в кино.
Фильм «Вторая весна» вышел весной 1980 года. Если сравнивать его с предыдущими картинами Владимира Венгерова, то в известности и популярности она им проигрывает. Но сама по себе лента хороша.
«Авторы не торопят события, они терпеливо ждут, пока в самой ситуации созреют условия для нового сюжетного поворота. В то же время их взгляд на происходящее достаточно широк, чтобы помимо отношений главных действующих лиц заметить и многие характерные явления жизни на стыке войны и мира. <…> Авторы фильма потому и героями своими дорожат, что они не исключительны, а похожи на тысячи других простых людей, чьё отношение к делу и жизни определяется высоким и ёмким русским словом — совесть», —
так представил «Вторую весну» журнал «Спутник кинозрителя».
А в заключение любопытный факт. В финале фильма звучит лирическая песня со знакомыми музыкой и словами. Позже композиция прозвучит в другом фильме, а потом станет знаменитым хитом. Узнали эту песню?