Единственный советский фильм про места заключения для юных преступниц: грязь, чернуха и правда жизни

Снято все жестко, натуралистично, в мрачных тонах. Кто-то скажет, что лента – это очередная «перестроечная чернуха», созданная, чтобы шокировать праведного советского зрителя. На самом деле и тогда, в последние годы существования СССР, и сейчас, в эпоху всезнающего интернета, происходящее на экране откроет глаза на неприятную правду жизни.

Фильм точно не потерял своей актуальности и сегодня.

В сентябре 1989 года на экраны кинотеатров СССР вышел художественный фильм «Поджигатели», поставленный режиссером Александром Суриным (1939-2015). В советское время он снял 11 картин, в том числе довольно известные: детектив «Страх высоты» (1975), приключенческий фильм «Территория» (1978) и военную драму «Сашка» (1983).

Также Александр Сурин известен, как третий муж Майи Булгаковой и второй муж Галины Польских.

Сценарий «Поджигателей» написала третья и последняя жена режиссера – Алла Криницына, дочь советской украинской актрисы Маргариты Криницыной («За двумя зайцами» и др.). Для работы над фильмом супруги объездили несколько спецПТУ в разных регионах Советского Союза и обстановка в них, произвела на создателей картины удручающее впечатление.

Ну а чтобы закончить историю родственных связей в этом фильме, сообщаем, что оператором-постановщиком картины стал Юрий Любшин – сын Народного артиста России Станислава Любшина.

В советское время картины о местах заключения снимали крайне редко. Либо в пародийном ключе («Джентльмены удачи»), либо в морально-назидательном, чтобы другим неповадно было («Верьте мне люди», «Опасные друзья» и др.).

О подростках и женщинах в советском кинематографе старались не вспоминать, как будто в СССР не было женских зон, исправительных колоний для несовершеннолетних, спецшкол и спецПТУ для школьников.

Я из своего детства 80-х хорошо помню общешкольные линейки, на которых завучи и представители детской комнаты милиции бичевали приведенных под конвоем и уже наголово побритых малолетних преступников, наших одноклассников. После публичной экзекуции позора им предстояло отправиться либо в специальные школы (11-14 лет), либо в специальные профессионально-технические училища (от 14 лет) закрытого типа.

Особо никого такая пропаганда не пугала. В конце 80-х подобные линейки собирались уже каждую четверть. Только из моего класса обычной средней школы с рабочей окраины полумиллионного областного центра, уехали «учиться» и «получать профессию» за колючей проволокой двое учеников. Сегодня один из них похоронен, второй — наркоман, ВИЧ-инфицированный, недавно вышел на свободу после третьей взрослой отсидки. Скорее всего, ненадолго….

Перестройка, провозгласившая гласность и открытость общества, позволила деятелям культуры показать, как живут не совсем обычные советские люди. Те самые, которых не показывали по телевизору, о которых не писали газеты, и которых благополучные граждане старались не замечать.

В конце 80-х создается целая серия фильмов, героями которых становятся заключенных многочисленных советских зон и тюрем.

Самая известная перестроечная картина на данную тему – «Беспредел» (1989). Фильм до сих пор обвиняют в пропаганде уголовных нравов, хотя он несет совершенно противоположную мысль.

Менее известны ленты «Лошади в океане» (1989) о подростках в СИЗО, «Женская тюряга» (1991) о взрослой женской колонии и «Поджигатели» о спецПТУ для девушек.

Сюжет картины «Поджигатели» разбит на две части и к сожалению, по-настоящему интересной получилась первая половина фильма. Именно здесь показан быт и нравы малолетних узниц в специальном профессионально-техническом училище закрытого типа.

Предупреждаем сразу, приятного там мало. Но документальная манера съемок, декорации настоящей колонии и совершенно ненадуманная подростковая жестокость, помноженная на уголовные нравы, никого не оставит равнодушным.

В подобные учреждения попадали подростки в возрасте от 14 до 17 лет, на срок до трех лет, совершившие нетяжкие преступления. Для всех остальных – воспитательная трудовая колония для несовершеннолетних. По достижении совершеннолетия либо перевод на взрослую зону, либо досрочное освобождении при наличии примерного поведения и освоения трудовой профессии.

Внешне учащиеся спецПТУ почти ничем не отличались от заключенных обычной исправительной колонии для несовершеннолетних. Жесткий распорядок дня, одинаковые робы, ограничение передвижения на территории училища. Разве что решеток на окнах и колючей проволоки на заборах было поменьше, а режим все же более легкий, чем на зоне.

Что касается женских спецПТУ, то в СССР в разных годы существовало 14 подобных учреждений. Большую часть времени попавшие туда девочки учились в рамках обычной школьной программы и получали профессиональное (швейное) образование.

Фильм «Поджигатели» снимали в 1988 году в настоящем женском спецПТУ в городе Покров Владимирской области. Еще в XVIII веке здесь, на небольшом островке на озере Вятское возник мужской монастырь, закрытый советским властями в 1924 году. Строения передали под детский дом, а в 70-е перестроили под женское подростковое исправительное учреждение. И только в наше время вернули церкви и отреставрировали. Сегодня здесь действует женская обитель – Свято-Введенская островная пустынь.

Малолетних заключенных сыграли непрофессиональные актрисы – старшеклассницы обычных московских школ.

В главной роли ученица 8-го класса Наташа Федотова. И ее работа на экране — выше всяких похвал. Нечасто подобное удается непрофессиональным и уже не совсем юным актерам.

Ее героиня – формальный и неформальный лидер среди девичьего спецконтингента. По требованию начальства она заставляет других девчонок работать, учиться и заниматься художественной самодеятельности. Все это, чтобы самой освободиться досрочно.

А когда воспитатели не видят или зачастую не хотят замечать, то юная «паханша» бьет и третирует слабых, обирает их посылки, заставляет стирать нижнее белье и убирать туалеты. Все до единой девицы в спецПТУ, в том числе и другие «авторитетные сиделицы», беспрекословно подчиняются ее слову и ее кулакам. Иерархия как на зоне, со своим авторитетами, шестерками и отверженными.

При этом, «Поджигатели» тот случай, когда режиссер не пытается оправдать свою отрицательную героиню. По мере развития сюжета мы узнаем подноготную девушки. Оказывается, в отличие от большинства своих «однокашниц», она в детстве не терпела лишений, не страдала от родителей-алкоголиков, не сбегала из дома. Она выросла в благополучной семье, где у родителей (папа работает в «Политиздате», мама поет в филармонии, бабушка – ученый с мировым именем) просто не было времени на воспитание детей.

Срок получила за избиение собственной учительницы, которая оказалась излишне требовательной и принципиальной.

С каждым кадром фильма зритель раскрывает для себя все новые и новые неприглядные качества этой девочки с добрым и располагающим лицом: лицемерие, подлость, лживость, жестокость, презрение ко всем людям…

Скорее всего, школьница Наташа Федотова играла в фильме саму себя. Не в том плане, что юная актриса не в ладах с законом, а в том, что показывала свой характер, свои лидерские качества, свое умение манипулировать людьми. Больше в кино она не появлялась, о ее судьбе ничего не известно.

Вторая часть картины посвящена скитаниям главной героини. Вместе с верной подругой она подожгла карцер (отсюда название фильма — «Поджигатели») и совершила побег из спецПТУ. Через всю Россию сумела добраться до Средней Азии, где в пустыне трудилась ее бабушка. Единственный человек, которая ее понимала…

Эта сюжетная линия немного скучновата, и оканчивается она предсказуемо… Печально.

«Поджигатели», несомненно, один из самых лучших фильмов всей перестроечной чернухи. С одной стороны здесь много негатива и натурализма, но с другой, вся эта грязь и мерзость на экране оправдана. Чернуха необходима для развития сюжета и раскрытия характеров персонажей.

Сегодня фильм если и покажут по ТВ, то обязательно вырежут немало сцен. В том числе с раздеванием воспитанниц спецПТУ – тогда даже такое можно было показывать на большом экране.

А в конце 80-х эта картина шла в разделе детских фильмов. Ниже – скан страницы специализированного журнала «Экран-детям» за сентябрь 1989 года, который освещал новинки детского и подросткового кинопроката.

Помню, что старшеклассников водили на просмотр организованными группами. Но после нескольких недель показа и возникшего возмущения родителей и части школьной общественности, картина была снята с проката.

По ТВ «Поджигателей» не показывали, и сегодня мало кто знает о существовании такой ленты. А зря…

Оцените статью
Единственный советский фильм про места заключения для юных преступниц: грязь, чернуха и правда жизни
«Деньги для Марии». Вот так каменеет сердце и деформируется душа