«Шурочка» 1982г.
Эта экранизация режиссёра Иосифа Хейфица повести А. И. Куприна «Поединок».
Молодой тогда Елене Финогеевой назначили в этой киноленте главную роль. Совсем даже непростую.
Шурочка – этакая вариация роковой женщины гарнизонного масштаба. Она очаровательна, мила, но совершенно бессовестна и цинична. Так, ради карьерного продвижения мужа она готова погубить молодую неискушенную душу.
В фильме ее жертвой является нескладный, романтически настроенный подпоручик Георгий Ромашов.
Финогеевой удается создать убедительный образ неизъяснимо притягательной хищницы. Обворожительной, опасной. Виртуозно плетущей коварные сети для влюбленного в нее Ромашова.
Шурочка – отличный манипулятор. У нее есть цель: протолкнуть мужа в военную академию. А для этого необходимо обеспечить супругу репутацию отважного, преданного офицерской чести человека. То есть нужен поединок. Что в результате этих манипуляций может погибнуть невинный, обманутый подпоручик, ее волнует мало…
Между прочим, Шурочку Финогеевой критики оценивают весьма высоко. Доводилось читать, что героиня Финогеевой интереснее, правдоподобнее и темпераментней, чем тот же образ в других экранизациях «Поединка». А именно: Ирина Скобцева – в экранизации 1957г., Екатерина Вилкова – в сериале «Куприн» 2014 гг.
«У призраков в плену» 1984г.
Этот фильм, снятый по мотивам повести Владимира Кашина «Чужое оружие», основательно подзабыт сегодня. А зря. Ведь проблема поднимается в нем чрезвычайно актуальная. О влиянии религиозных сект на жизнь людей.
В этой киноленте Финогеева тоже – в главной роли. Она играет девушку Марию, которая оказывается помимо своей воли вовлеченной в религиозную секту.
Любопытно то, что по мере развития сюжета все же закрадывается подозрение: смертоносное зло таится даже не в самой секте, а в людях, которые, как часто бывает, под прикрытием набожности творят свои гнусные дела.
Например, отчим Марии в талантливом исполнении Сергея Яковлева (того самого, что так бесподобен в роли злодея Устина Морозова в знаменитом многосерийном фильме «Тени исчезают в полдень»), как выясняется впоследствии, в свое время загубил отца девушки.
Образ Марии интересен тем, что показан в развитии. В начале киноповествования она являет собой забитое, испуганное существо, боящееся и голову поднять, погруженное в нездоровую атмосферу раболепства, униженности и бесправия.
Но ее меняет любовь к симпатичному и бесстрашному парню Ивану. Общаясь с ним, девушка начинает осознавать свое человеческое достоинство и понимать, что имеет права вырваться из-под власти пугающих призраков…
«Искушение Дон-Жуа́на» 1986г.
Совсем иной предстает Елена Финогеева в фильме «Искушение Дон Жуана», экранизации драмы Леси Украинки «Каменный властелин».
Бродячий сюжет о богохульнике и обаятельном распутнике получает новую трактовку именно благодаря образу Донны Анны, которую и играет актриса.
Стоит только сравнить эту героиню Финогеевой с канонической Донной Анной, как становится ясно: образ Финогеевой совершенно иной, сугубо оригинальный. Вспомним, например, блистательную экранизацию А. С. Пушкина 1979 г. «Маленькие трагедии».
Там Донну Анну играет Н. Белохвостикова. Влюбленную, покорную, жертвенную Донну Анну…
Совсем другой предстает эта героиня в «Искушении Дон-Жуа́на». Дерзкая, властительная и корыстолюбивая. Красавица, вознамерившаяся обладать любовью Дон Жуана и разделить карьерные амбиции Командора.
Эта самовлюбленная и амбициозная повелительница совсем не готова бросаться в любовный омут с головой. Мужчины для нее – средства достижения цели…
Кстати, в этом также позабытом фильме Финогеева прекрасно гармонирует в дуэте с Иваром Калныньшем, играющем Дон Жуана. Они– блистательная пара и визуально и драматически. Но, пожалуй, Елена Финогеева как актриса в этом фильме все же выразительнее и сложнее своего красивого партнера.
По крайней мере, ее образ вызывает у зрителей смешанные чувства: на грани восхищения и неприязни. А это, безусловно, признак профессионализма.