Если бы не эмиграция Елены Кореневой и капризы Сергея Проханова, то знаменитый фильм «Чародеи» был бы совсем другим

Многие не знают, что режиссёр этого весёлого новогоднего фильма Константин Бромберг планировал на главные роли других актёров.

Когда режиссёр впервые прочитал сценарий, то в роли главного героя он сразу представил актёра Сергея Проханова. Об этом в середине 90-х годов Константин Леонидович рассказал известному режиссёру и телеведущему Виктору Мережко в одном из выпусков «Кинопанорамы».

Дело в том, что за несколько лет до «Чародеев» с большим успехом прошёл фильм «Усатый нянь», в котором Проханов замечательно сыграл главную роль. И Константин Бромберг взял себе на заметку этого молодого и ещё малоизвестного актёра.

Бромбергу казалось, что Проханов очень подходит на роли героев русских народных сказок. А в данном случае была тоже русская сказка, но только современная.

Сценарий этого фильма появился по заказу «Гостелерадио» и был написан в очень сжатые сроки. Как позже рассказывал Борис Стругацкий, к нему с братом обратились с таким заказом в январе 1982 года и попросили в течение месяца переделать их прежний сценарий фантастического фильма по повести «Понедельник начинается в субботу» в новогодний весёлый мюзикл специально для праздничной новогодней программы.

В помощь к ним прислали будущего режиссёра фильма Константина Бромберга, и у них получился сценарий по мотивам сразу нескольких произведений братьев Стругацких. Но сам сюжет картины был абсолютно новой водевильной историей.

Неслучайны и имена главных героев фильма, которые соответствуют духу русских сказок: Иванушка (Иван Пухов) и Алёнушка (Алёна Санина). Да и по остальным персонажам этой истории также были сохранены сказочные традиции присутствия злых и добрых волшебников.

Одним из первых утверждённых актёров стал Сергей Проханов. Как и планировал Бромберг, ему отдали главную роль Иванушки.

Сложнее было с выбором актрисы на роль Алёнушки. Но и тут у режиссёра, оказывается, были свои предпочтения. Он очень хотел в этой роли видеть Елену Кореневу.

Причем в пробах на роль Алёнушки, помимо Кореневой, участвовали такие замечательные актрисы, как Елена Цыплакова, Наталья Вавилова, Елена Проклова, Наталья Белохвостикова, Ирина Алферова, Лариса Удовиченко, Александра Яковлева и др.

Восемь из них дошли до финальных кинопроб. И вот тут всем стало ясно, что одни из лучших на фотопробах: Алфёрова, Цыплакова и Белохвостикова совершенно провалили свои кинопробы в роли ведьмы. То есть уже заколдованной Алёны. А так как почти весь фильм Алёнушка является именно ведьмой, то ставку делали на наличие стервозности, которая у выше перечисленных актрис получилась неубедительной. Образ ведьмы реалистично получился только у двух актрис: Кореневой и Яковлевой.

Так как к тому времени многие актёры на другие роли были утверждены, Бромберг склонялся именно к Кореневой. Дело в том, что на роль второго жениха Алёны уже был утверждён Валентин Гафт. А все знали, что Гафт и Яковлева имели личную неприязнь и вряд ли захотели бы играть в одном актёрском дуэте.

В итоге под напором режиссёра худсовет утвердил на главные роли Проханова и Кореневу. И даже начались первые павильонные съёмки, когда из Москвы (фильм снимался под эгидой Одесской киностудии) пришёл категорический запрет снимать Елену Кореневу.

Дело в том, что почти сразу после начала съёмок она зарегистрировала брак с американским гражданином и подала в МИД заявление с просьбой на выезд в США. И хотя сама актриса заверила всех, что до окончания работы над фильмом она никуда не уедет, её сразу же внесли в «чёрный список».

Теперь на роль Алёны оставалась одна Яковлева, а времени на дополнительный отбор из других актрис уже не было. Это понимали не только режиссёр и члены худсовета, но и вышестоящее руководство.

И тогда был применён «административный рычаг». Чтобы Гафт и Яковлева даже не думали капризничать, сверху им пригрозили, что если кто-то из них откажется от своей роли, то его дальнейшая кинокарьера будет поставлена на паузу. И актёры были вынуждены согласиться.

Но в целом их неприязнь друг к другу пошла фильму на пользу. Так как по замыслу авторов, между ними и не могло быть никаких настоящих чувств. Алёна в результате колдовства превратилась в расчётливую и очень циничную молодую ведьму. Поэтому её искренний презрительный взгляд на жениха второй свежести (от этого взгляда актриса так и не смогла избавиться до конца съёмок), был вполне уместным.

Но тут появилась другая проблема. Оказалось, что не только Гафт, но и Проханов не очень хотел сниматься в дуэте с Яковлевой. Во-первых, чисто внешне он проигрывал в этой паре. Он был именно Иванушкой-простачком, а она выглядела совсем не простушкой. И зрители могли не поверить в их взаимную любовь. Это понимал и Бромберг, который решил немного «усложнить» образ Ивана в исполнении Проханова.

Ему приклеили интеллигентские усы, надели профессорские очки, сделали соответствующую причёску. Но достойный жених для такой надменной красавицы, как Яковлева, всё равно не получался. Да и сам Проханов начал капризничать, так как считал свой новый образ несуразным и неподходящим для Ивана Пухова. Бромберг устал с ним спорить и пригласил его на худсовет, чтобы он там сам высказал свои соображения.

В итоге всё закончилось печально для молодого актёра. После его выступления члены художественного совета задумались о замене Проханова на другого исполнителя. Так как времени совсем не оставалось, то опять обратились к уже имеющимся фотопробам. А пробовались вполне достойные кандидаты: Игорь Костолевский, Олег Янковский, Ивар Калныньш, Игорь Старыгин, Николай Ерёменко-младший, Михаил Боярский, Александр Абдулов и др. У каждого из них были свои плюсы и свои минусы.

После трудных обсуждений было решено пригласить Абдулова. Кто-то из членов совета тогда сказал: «Саша, это беспроигрышный вариант. Главное, чтобы он сам согласился». В ответ другой поддержал это предложение шуткой: «В конце концов, Алёна по сценарию Санина, а не Серёгина». На том и порешили.

Единственным минусом Абдулова было то, что в те годы он был сверхвостребованным актёром. Как в театре, так и в кино. Поэтому многие съёмки с его участием пришлось проводить по ночам, так как все дни актёра были поминутно расписаны.

Кстати, внимательные зрители наверняка заметили, что Иванушка-Абдулов в кадре часто выглядит излишне нервозным и уставшим. И немудрено, так как в те дни, как позже вспоминал сам Абдулов, он спал через день по 3-4 часа в сутки.

Картину успели снять в установленный срок и показали вечером 31 декабря по Центральному телевидению, как и планировали первоначально. И зрителям фильм очень понравился! В редакцию телевидения пришли сотни писем с просьбой повторить картину. Что и было сделано в январе.

И вот уже более сорока лет музыкальная комедия «Чародеи» заслуженно входит в группу советских фильмов, которые традиционно показывают по телевидению в каждой новогодней программе.

Оцените статью
Если бы не эмиграция Елены Кореневой и капризы Сергея Проханова, то знаменитый фильм «Чародеи» был бы совсем другим
Как Хрущев запретил, а Брежнев вернул картину Ивана Пырьева «Кубанские казаки»