Эсмеральда: пять кинообразов красавицы-цыганки

Сегодня сравним Эсмеральд в различных экранизациях одноименного романа.

Сначала, как обычно, давайте посмотрим, какой красавицу- танцовщицу видел сам автор романа Виктор Гюго.

Эсмеральда, как все мы помним, молодая и прекрасная бедная девушка, цыганка, которая зарабатывает на жизнь танцевальными выступлениями с дрессированной козочкой по имени Джалли. Такой Эсмеральду впервые видит поэт Пьер Гренгуар, который оказывается абсолютно очарован ее красотой и грацией:

«Она была невысока ростом, но казалась высокой – так строен был ее тонкий стан. Она была смугла, но нетрудно было догадаться, что днем у ее кожи появлялся чудесный золотистый оттенок, присущий андалускам и римлянкам. Маленькая ножка тоже была ножкой андалуски, – так легко ступала она в своем узком изящном башмачке. <…>

Тоненькая, хрупкая, с обнаженными плечами и изредка мелькавшими из-под юбочки стройными ножками, черноволосая, быстрая, как оса, в золотистом, плотно облегавшем ее талию корсаже, в пестром раздувавшемся платье, сияя очами, она казалась существом воистину неземным.»*

При первом взгляде на нее Гренгуару кажется, что перед ним не человеческое существо, а «фея, ангел, нимфа, саламандра, богиня, вакханка с горы Менад». Приглядевшись, он понимает, что перед ним только лишь «цыганка», от чего он мгновенно разочаровывается.

Эсмеральда не только красивая, но и очень добрая девушка. Она помогает Гренгуару, согласившись по цыганским законам стать его женой, она единственная, кто жалеет Квазимодо, прикованного к позорному столбу и даёт ему напиться из фляги.

Но, как это часто бывает и в жизни, доброта Эсмеральды имеет и обратную сторону. Девушка чересчур наивна и, пребывая в своих мечтах и фантазиях, слепо доверяет окружающим ее людям, не видит их лжи и скрытых помыслов, что служит причиной ее трагической смерти.

Образ цыганки Эсмеральды, без сомнения, очень яркий, но при этом и весьма понятный. Предлагаю посмотреть, как с ним справились актрисы различных экранизаций романа.

«Собор Парижской Богоматери» экранизировали больше двадцати раз, первый, а первый аж в 1905 году. С Вашего позволения, я остановлюсь только на самых известных постановках, оставивших след в истории кино и сердцах зрителей.

Первой из них, пожалуй, будет экранизация 1939 года с актрисой Морин О’Хара в роли Эсмеральды.

Может быть, я бы и не стала останавливаться на этом фильме, но выбор актрисы на роль цыганки Эсмеральды меня удивил. Кино, конечно, чёрно-белое, но и даже на двухцветным изображении видно, что черты лица у Эсмеральды вовсе не южные, а очень даже европейские, да и волосы явно не черные.

Такое несовпадение сильно бросается в глаза, к тому же, по моему мнению, темперамента актрисы тоже не хватает.

Наверное, одна из самых известных экранизаций романа — одноименный фильм 1956 года с несравненной Джиной Лоллобриджидой в главной роли.

Даа, вот где страсть, грация, энергия… При одном взгляде на босую Джину, бойко и заразительно танцующую на площади, сразу становится понятно, отчего все мужчины вокруг потеряли головы, желая ее заполучить.

В ее взгляде есть уверенность женщины, которая знает о том, как влияет на мужчин, но вместе с тем мы видим, как она искренна и ранима в своем чувстве к недостойному ее Фебу. Мне кажется, что это исполнение Эсмеральды можно считать чуть ли не эталонным.

В совместной экранизации Великобритании и США 1982 года роль Эсмеральды исполняет Лесли-Энн Даун.

После Джины образ, созданный этой актрисой, кажется мне недостаточно ярким и живым… К тому же Лесли-Энн Даун определенно не жгучая брюнетка, а скорее темно-русая девушка, достаточно бледная для смуглой Эсмеральды. Впрочем, я могу слишком придираться. В паре с Энтони Хопкинсом, играющим Квазимодо, актриса смотрится весьма гармонично.

Мультипликационную экранизацию Диснея я, наверное, пропущу, потому что не очень понимаю, как оценивать нарисованную Эсмеральду. В детстве я очень любила этот мультфильм и посмотрела его раньше, чем прочла книгу. Настоящим потрясением для меня тогда было то, что роман закончился так трагично, тогда как в мультфильме героев ждал обязательный для Диснея хеппи-энд.

Относительно счастливо заканчивается и фильм «Горбун из Нотр-Дама», выпущенный на год позже мультфильма — в 1997 году. На роль Эсмеральды режиссер пригласил очень популярную тогда актрису Сальму Хайек.

Точный возраст Эсмеральды в романе не отмечен, но она точно была очень молодой девушкой лет 18. Сальме же хорошо за 30, но ладно, Джине Лоллобриджиде тоже было почти 30, никто и не заметил. Не могу сказать, что актриса плохо справилась с ролью, нет, есть в ней и экспрессия и притягательность, но впрочем чего-то мне не хватило.

Вообще весь фильм несколько с перебором мелодраматичен: в конце король освобождает Эсмеральду под радостные вопли толпы, все счастливы… Не того немного ждёшь от экранизации «Собора Парижской Богоматери».

Последняя «осовремененная» экранизация французского производства под названием «Квазимодо» 1999 года тоже со счастливым концом. В образе Эсмеральды мы видим актрису Мелани Тьерри.

Рыжая Эсмеральда не цыганка, а кубинка с подкаченными губами и это, конечно, что-то новенькое. Актриса играет дочь губернатора, которая узнает, что она приемная, а настоящим наследником состояния отца является не она, а горбун Квазимодо.

В этом фильме-комедии очень мало осталось от текста Гюго, и характеры и сюжет были сильно изменены, поэтому невозможно оценивать актрису с точки зрения ее соответствия книжной Эсмеральде. Впрочем, эта интерпретация, перенесенная в настоящее время, достаточно любопытна необычной трактовкой сюжета, так что достойна внимания.

Итак, на самом деле только задумывая этот пост, я уже знала, кому достанется первое место в моем личном рейтинге Эсмиральд. Не буду оригинальной и скажу, что это, без сомнения, Джина Лоллобриджида. Остальные актрисы на фоне ее образа Эсмеральды просто меркнут, хотя и среди них было много интересных воплощений.

Оцените статью
Эсмеральда: пять кинообразов красавицы-цыганки
Ольга Бган: почему актриса не пришла на премьеру своего самого успешного фильма в карьере