Этот фильм Э. Рязанова вызывает сегодня недоумение, неловкость и даже отторжение

Правильно говорят, что только время расставляет все по своим местам.

Взять хотя бы фильм Э. Рязанова 1993г. «Предсказание». Помню, когда эта кинолента вышла на экране, то произвела чуть ли не фурор.

Как же! Одно имя режиссера чего стоит. А еще и сюжет интересный, не очень-то привычный для советского тогда еще зрителя: с элементами мистики.

Я думаю, многие помнят интригующую эту фабулу. В самом начале фильма цыганка нагадала пожилому писателю Олегу Горюнову необычную встречу, любовь и скорую смерть. И все это в течение одного дня. Надо ли говорить, что все это и сбывается….

Да и актеры в «Предсказании» играют броские. Стареющего писателя изображает выдающийся Олег Басилашвили. Его мистического невесть откуда-то явившегося приятеля-двойника – молодой и красивый Андрей Соколов. Ну, а прекрасную даму сердца – очаровательная французская актриса, Ирен Жакоб. Почему французская? Да потому что фильм снимали совместно с Францией.

В общем, полный набор для успеха. Да уж, помню, в те годы фильм «Предсказание» шел прямо на «ура».

Не то что сегодня….

Буквально недавно пришлось мне «Предсказание» пересмотреть. И я удивилась сама себе: отчего когда-то казавшийся мне интересным, примечательным фильм сейчас воспринимается невыносимо скучным, во всех смыслах тусклым. И хуже всего – местечковым. Как будто создал его какой-то любитель, а не профессионал высокого класса. Что за наваждение такое? Ведь многие фильмы Рязанова до сих пор не утрачивают своего блеска и смотрятся потрясающе.

А потом мне вдруг стало все понятно.

Дело в том, что у каждого бывают свои кризисы. И у целой у страны, и у отдельно взятого человека. В достопамятные 90-е годы эти кризисы зачастую сходились. По крайней мере, в «Предсказании», как в зеркале, отразился тогдашний Эльдар Рязанов. Как и вся большая страна, он в те годы находился в состоянии безысходности, отчаяния, а главное – потери ориентиров. В состоянии полного выгорания, как нынче говорят.

Вот последнее очень даже заметно в фильме. Нет в нем идеи и стержня. Тусклые невыразительные кадры только. Притянутые за уши конфликты. Неубедительные взаимоотношения героев. Шаткая концепция.

Приглашенная французская звезда не спасает положение.

А уж эротическая сцена и вовсе вызывает только неловкость и желание поскорее убежать и не видеть этих героев.

И даже прекрасный и импозантный Олег Басилашвили вызывает отторжение. Претензии его героя на возродившуюся энергию и вторую молодость выглядят нелепо и неприятно. Да что там, сам его герой – писатель Олег Горюнов отталкивающе неприятен. К слову сказать, дело тут не в возрасте. Скажем, Воланд в исполнении того же актера 10 лет спустя несет в себе намного больше притягательного мужского обаяния.

Известно, что на «Предсказание» Рязанов возлагал особые надежды. Хотел показать трагедию поколений, конфликтные столкновения, противоречия и компромиссы эпохи. А в главном герое выразить и собственные метания, и биографические чертыизвестных современников: В. Аксенова и Б. Васильева, В. Войновича и Ю. Трифонова, Б. Окуджавы и Г. Горина.

Ничего не вышло, к сожалению. Фильм не получился. Сегодня он выглядит безнадежно устаревшим и несостоятельным.

К слову сказать, одноимённая повесть Э. Рязанова, по которой фильм был и снят, на мой взгляд, куда художественно крепче и гармоничней.

Оцените статью
Этот фильм Э. Рязанова вызывает сегодня недоумение, неловкость и даже отторжение
Дискотеки в СССР: как это было. Исповедь настоящего советского диджея