Мягков, Малеванная, Виторган, Касаткина, Козаков, Солоницын и другие легенды нашего кино в советском фильме, который через 3 года после премьеры оказался под запретом. 13 августа 1973 года в кинотеатрах СССР начался показ спортивной драмы «Гроссмейстер».
Ну, это если вы считаете шахматы спортом…
Ленту от киностудии «Ленфильм», снятую в 1972 году, посмотрели всего 7,8 млн. зрителей. Результат удивительно слабый, если учесть популярность шахмат в Советском Союзе. Все-таки это был первый художественный фильм про шахматистов в звуковом советском кинематографе.
Даже если вы не играете в шахматы, но любите отечественное кино, то «Гроссмейстер» обязателен для просмотра. Лента привлекает своим актерским ансамблем.
В главной роли Андрей Мягков. У него получился отличный персонаж, одержимый любимым делом и не замечающий ничего вокруг.
Его несчастную возлюбленную сыграла индивидуальная и неотразимая Лариса Малеванная. Неузнаваемый Михаил Козаков – отвергнутый ею кавалер. Родителей гроссмейстера-чемпиона воплотили на экране Людмила Касаткина и Анатолий Солоницын. С трагической гибели отца фильм и начинается.
Кстати и главные герои, и многие персонажи в фильме курят. Дома, на улице, во время шахматных партий. Даже для советского кино это перебор.
Большие и малые роли исполнили Эммануил Виторган, Ефим Копелян, Николай Волков-старший, Роман Филиппов, Анна Твеленева, Петр Шелохонов и др.
В фильме можно увидеть известных советских шахматных гроссмейстеров того времени. Михаил Таль, Марк Тайманов и другие сыграли фактически самих себя. Есть в кадре и молодой, перспективный Анатолий Карпов, впрочем, его фамилию не указали в титрах.
А еще один шахматный гений Советского Союза сыграл полноценную роль второго плана – тренера главного героя. Речь идет о Викторе Корчном. Его персонаж даже носит имя Виктор, подразумевая, что настоящий гроссмейстер играет самого себя.
Виктор Львович Корчной (1931-2016) – один из сильнейших советских шахматистов 60-70-х гг., которому совсем чуть-чуть не хватало, чтобы стать первым в СССР, а значит, по тогдашним меркам, и во всем мире.
Сам он в своих неудачах винил бюрократов из шахматной федерации и Госкомспорта. На деле, как и все признанные гении, обладал непомерным самомнением и неуживчивым характером.
В 1974 году он проиграл матч претендентов молодому Анатолию Карпову, после чего 23-летний советский гроссмейстер автоматически стал чемпионом мира. Другой эгоцентричный гений, американец Роберт Фишер, отказался защищать титул.
Переживая поражение, Корчной дал интервью югославским журналистам, в котором прошелся и по Карпову, и по советским спортивным чиновникам. Последовали наказания – его урезали в зарплате, временно запретили выезжать за границу и участвовать в международных турнирах на территории СССР.
По окончании опалы, через два года, на турнире в Амстердаме, он попросил политического убежища и отказался возвращаться в СССР.
В 1978 году гражданин мира и житель Швейцарии Виктор Корчной сошелся в матче за шахматную корону с действующим чемпионом мира Анатолием Карповым. Советский гроссмейстер победил с минимальным преимуществом в упорной и что самое главное скандальной борьбе.
Впервые шахматное состязание освещали все таблоиды мира, заявляя, вслед за Корчным, что Карпову помогает победить КГБ. Учитывая биографии соперников, розыгрыш преподносился как битва свободного Запада и тоталитарного Союза.
Этому матчу посвящены два известных фильма: швейцарский «Диагональ слона» (1984), получивший «Оскар» за лучший иностранный фильм, и недавний российский «Чемпион мира» (2021), где Корчного сыграл Константин Хабенский. Обе картины сняты в модном и в эпоху Холодной войны, и сегодня, киножанре «историческая клюква».
Естественно, что после побега на Запад в 1976 году, имя Виктора Корчного оказалось стертым в СССР. В советских газетах его даже старались не называть по фамилии, используя дурацкий эвфемизм «Претендент».
Под удар попал и фильм «Гроссмейстер». Виктор Корчной исполнили пусть и небольшую, но важную по сюжету роль. Его нельзя было вырезать, а вот фильм положить на полку – пожалуйста. Так что несколько поколений советских зрителей прошли мимо картины.
Но мне кажется, что под запрет фильм попал даже не столько из-за участия Корчного, сколько из-за одной, практически ничего не значащей для сюжета реплики, сказанной возлюбленной (на тот момент супругой) главного героя.
Малозначительная фраза из фильма через 3 года после премьеры оказалась пророческой. В проходной сцене героиня Ларисы Малеванной говорит герою Андрея Мягкова:
— Гроссмейстер Смыслов едет в июне на Мальорку, а гроссмейстер Корчной в июле в Амстердам!
Виктор Корчной попросил политического убежища в Амстердаме 27 июля 1976 года…