«Европейская история» — скучновато, но поучительно

Сценарий этого политического детектива, написанный Николаем Леоновым при участии режиссёра Игоря Гостева, был гораздо живее и бодрее, чем сам фильм. «Европейскую историю» (1984) я читала в ежегоднике избранных киносценариев – они свободно продавались в киосках Союзпечати.

Какова причина, что воплощение получилось слабее текста, хотя, в кадре были сплошные звёзды – Вячеслав Тихонов, Беата Тышкевич, Леонид Филатов, Тамара Акулова, Владислав Стржельчик, и это далеко не все – там вообще даже в эпизодах узнаваемые лица, типа Леонида Ярмольника?

Видимо, не сложился актёрский ансамбль – так тоже бывает, когда все играют своё и по отдельности. Ощущение, что им всем было скучно играть. Тем не менее, вещь любопытная – о предвыборных играх, о столкновении национальных интересов, о человеческих амбициях…

И том, что надо до конца оставаться верным своему курсу, как это сделал влиятельный полит-обозреватель Петер Лоссер (Вячеслав Тихонов). А у того Лоссера есть весьма крупный «скелет в шкафу». Но всё по порядку! В некоем немецком городе – кампания по выбору мэра.

В борьбу вступают два ярых оппонента – демократ доктор Хайден (Владислав Стржельчик) и националист Виктор Олден (Ромуальдас Раманаускас, вечно играющий отрицательных героев). Да, на кону стоит главная тогдашняя тема – размещение в Европе американских ракет.

В те годы постоянно транслировались демонстрации европейцев против этой акции – в своём большинстве жители всех этих немецких городков не желали видеть ракеты made in USA на своей территории. Во всяком случае, акции бывали массовыми, и полиция их разгоняла водомётами.

Разумеется, Хайден против ракет, а Олден – за. Мол, это обезопасит нас от «красной угрозы» — западная пропаганда лихо накручивала ненависть к СССР и странам социализма. Всё так, но ракет всё равно мало, кто хотел — американцев в Европе не любят априори.

Нам показывают, что за Хайдена – люди здравомыслящие, а за Олдена – тупые бюргеры или же боевито-агрессивная поросль, вроде молодчиков на мотоциклах, среди коих оказывается и сын Лоссера — красавчик Тони (Владимир Шевельков).

Выступление Олдена выстроено в духе Третьего Рейха с маршевой музыкой и парнями в чёрном. Да, обозревателю Лоссеру, который, понятное дело, против ракет и за Хайдена, предстоит выступление, где он должен высказать свою позицию и тогда начинается шантаж…

USA-магнаты, поставившие на Олдена, открывают Лоссеру превеликую тайну – его отец, нацистский военный преступник жив (по сценарию называют Латинскую Америку), и можно испортить Лоссеру карьеру. Как? Привезти отца-нациста в Германию и возобновить слушания по делу.

В 1980-х было несколько таких громких дел, и они были на слуху. Такой родственник – конец карьере. Меня в те годы сильно удивило – каким образом действия отца могут повлиять на сына, у которого совсем иные убеждения? Он что, как-то мог влиять на действия своего папы-убийцы?

Однако на Западе бытует понятие «репутация», и там слишком много пунктов и пунктиков – во многом лживых, но, тем не менее. И тогда начинаются муки – Лоссер не хочет испортить жизнь себе, жене и детям, но истина, позиция оказывается намного дороже.

Боссы увидели, что этого человека невозможно сломать. Да, станут давить и прессовать, но Лоссер не смог вычеркнуть себя из списка порядочных людей. На контрасте явлен беспринципный репортёр Хайнц Ренке (Леонид Филатов) – тот ради сенсаций готов продавать себя, всё и вся.

Результат? Его нашли мёртвым в парке. Использовали с шиком и – привет. В общем, фильм, если и скучноватый, то хотя бы поучительный – нельзя продаваться. А ещё в кадре – настоящий Запад, точнее Западный Берлин и многие сцены сняты в реальном антураже…

Оцените статью
«Европейская история» — скучновато, но поучительно
Мистика «Ночи перед Рождеством». Травма дублёра и ведьма со сломанным носом