Фаина Раневская — королева эпизодов с «врождённым» чувством одиночества

Писать о Раневской легко и трудно. Её любили и боялись. С ней хотели общаться и одновременно старались не попадаться на глаза. Имя актрисы стало невероятно популярно из-за её афоризмов, полных остроумия и изящного юмора, который часто переходил в сарказм.

Раневской восхищаются как актрисой и удивляются, узнав, что она сыграла в кино всего одну главную роль, а все остальные — эпизодические. Какой же силы должен быть талант у человека, если зритель запоминает в фильме не главных героев, а актёра, который появляется на экране пару раз в течение пяти минут! Наверное, так выглядит гениальность.

«Врождённое» одиночество

У Гирши Фельдмана из Таганрога, крупного мануфактурщика, в августе 1896 года родился в семье очередной ребёнок — дочь Фанни. В большой семье она чувствовала себя одинокой. Возможно, причиной тому было заикание, которое вызывало у Фанни робость и неуверенность. В обычной жизни этот недуг проявлялся в минуты волнения, но никогда — на сцене.

Посещать элитную таганрогскую гимназию она не захотела, поэтому девочку перевели на домашнее обучение, закончив которое, она получила прекрасное образование: музыка, вокал, иностранные языки и литература. По окончании гимназии экстерном, Фанни начала посещать театральную студию: посмотрев однажды пьесу «Вишнёвый сад», она полюбила театр.

Её желание стать профессиональной актрисой послужило причиной разрыва с отцом. Для богатого еврея и фабриканта было позором иметь в семье дочь-актрису. В 1915 году Фанни уехала в Москву. Семья после революции эмигрировала в Чехию. Мать втайне от отца поддерживала дочь денежными переводами, насколько это было возможно.

Однажды в Крыму, где она работала по контракту в керченской труппе Лавровской, девушка вышла из банка, получив от мамы очередную помощь. Порыв штормового ветра вырвал бумажные купюры из рук. Фанни (уже тогда Фаина Раневская), остановившись, посмотрела им вслед и прокомментировала: «Конечно, жаль этих денег. Но они улетают так красиво!».

В этом была вся Раневская: великолепное чувство юмора и полное пренебрежение к материальным благам. Кстати, псевдонимом стала фамилия главной героини «Вишнёвого сада».

Театр и кино

Более ста ролей в театре. Снялась в тридцати фильмах. Мы с вами не будем об этом говорить много. Творчество Народной артистки СССР Раневской — особая тема. Девочка мечтала стать актрисой. Она ею стала, получив от страны такие награды, о которых мечтают военные, учёные, политики и другие значимые личности.

Про память народную упоминать тоже лишнее, так как почти сорок лет нет с нами Фаины Георгиевны, а её имя на слуху у молодого поколения, рождённого без неё.

Театров было много в жизни актрисы. Но большее время она посвятила службе в Театре им. Моссовета. Некоторые отмечают, что за четверть века могло бы быть больше ролей в репертуаре актрисы. Но надо знать дерзкую Фаину. Она соглашалась не на все: «Деньги проем, а позор останется».

Кинематограф Раневская считала искусством несерьёзным, но он, как оказалось, её увековечил. Снявшись почти в тридцати картинах, она была удостоена только одной главной роли в фильме «Мечта».

Кино того времени не смогло использовать актрису такого масштаба в полной мере. Тем не менее её малые роли оказались вечными. Многие фильмы были довольно слабыми, и спасла их именно Раневская своими эпизодическими ролями. Фильм никто не помнит, а её образ сохранен в памяти зрителей.

Два года любви

Начало было похожим на старый анекдот, когда подвыпивший клиент вывалился на крыльцо ресторана и крикнул служащему в блестящей фуражке: «Швейцар, подай такси!». Тот ответил, что он не швейцар, а адмирал. На что выпивоха отреагировал репликой: «Адмирал? Тогда катер к подъезду!».

Однажды актриса, будучи в Тбилиси (шёл 1947 год), выходила из ресторана после ужина. Дверь придержал мужчина в форменной одежде с лампасами. Расстроенная актриса (подали неудачно приготовленную сёмгу) буркнула, не глядя на него, что эту дверь без швейцара не открыть, и услышала в ответ: «Извините, но я не швейцар». Подняв глаза, Фаина увидела огромного роста военного. Она извинилась, назвав его генералом. И опять ошиблась.

Так произошла её встреча с маршалом Толбухиным, которая продолжалась два счастливых года наяву и всю жизнь в воспоминаниях. Раневскую подкупило в нём не маршальское звание: сильный мужчина, герой войны, обижался как ребёнок, а её узнал не по роли «Муля, не нервируй меня» в «Подкидыше», а по сказке «Золушка», в которой она сыграла мачеху. Он любил сказки!

Оцените статью
Фаина Раневская — королева эпизодов с «врождённым» чувством одиночества
Маргарита Сергеечева: осталась в живых, но сил все меньше