Фамильная ширма доктора Лукашина

Помните, Женя Лукашин, попав в квартиру Нади Шевелёвой, видит, что она куда-то дела их старинную ширму в восточном стиле: «И ширму нашу фамильную умыкнули…»?

В 1970-х годах «фамильные ширмы» продавались в антикварных магазинах и за «стариной» гонялись всякие нужные люди — товароведы крупных магазинов, заведующие овощными базами и главы автосервисов.

Эпоха ретро! Но у Лукашиных то ретро – своё-родное. В кадрах, где злая и растерянная Галя бродит по комнате, можно увидеть ту самую ширму – действительно старинной работы.

Вещь в духе chinoiserie (шинуазри), а, может в японском стиле, о чём речь будет чуть ниже. Немного истории! Это направление родилось в XVIII столетии, когда возникла мода на всё китайское – в связи с фарфором.

Тогда же стали не только ввозить ширмы, но и создавать изящные подделки «под китайщину». Их, в частности, можно увидеть на полотнах Франсуа Буше. Вторая волна интереса к шинуазри – это 1850-е, эра второго рококо.

Но у Жени с мамой вещь 1890-1910-х, когда мода на ориентализм побила все рекорды. Больше того, я допускаю, что это не шинуазри, а japonaise (жапонез). Тогда Япония открылась европейцу, и все кинулись изучать эту волшебную культуру.

На европейский рынок поступали, как аутентичные — китайские и японские образцы, так и умелые имитации. Так вот, фамильная ширма в восточном стиле (неважно, в каком из вышеназванных) говорит о многом.

О том, что у предков Лукашина был определённый образ жизни – это не крестьяне и, скорее всего, не пролетарии. О том, что он – потомственный интеллигент, сигнализируют и другие маячки.

Например, и другая антикварная мебель, вроде этого стула в одной из сцен. Это и дружба с Катанянами – представителями очень известной фамилии. И да, Женя + Галя — это ещё и поэтому дикий мезальянс.

Я в курсе, что сам Эльдар Рязанов постоянно вворачивал упоминание о Катанянах во многие свои сценарии, но от этого маркер никуда не девается. Автор нам говорит о некоем статусе своего героя.

Опять же мама, которую играет малороссийская дворянка Любовь Добржанская – это определённый типаж, и на тот моменты, увы, уходящая натура. Плюс – ширма, выжившая в революциях и войнах…

Оцените статью
Фамильная ширма доктора Лукашина
«Здравствуйте, я нашлась»: о фильме «Странные взрослые» (1974)