Звезда Голливуда, покорившая сердца всех известных мужчин своей эпохи, актриса, которой довелось сыграть и мадам Бовари, и Жанну Д,Арк, женщина, чьей красотой, грацией, обаянием и талантом восхищаются зрители во всем мире. Федора. Самая известная кино-дама времен Второй Мировой.
Но однажды, совершенно неожиданно для всех Федора объявляет о завершении карьеры и уединяется в своей защищенной от посторонних взглядов шикарной вилле на острове Корфу. Даже премию «Оскар» Федоре едет вручать лично президент киноакадемии в её особняк!
И что видит президент? И что видят журналисты и фотокорреспонденты, которым наконец-то открылся доступ в святая святых?
Федора великолепна. Федора прекрасна. Все шокированы тем, что женщина под 70 выглядит в худшем случае как дама бальзаковского возраста. В лучшем так и вовсе намного моложе. В чем секрет Федоры? Почему она не постарела?
И пока мир сотрясает эта удивительная новость, Федора купается в лучах славы, как в старые добрые времена. Вопрос лишь в том, зачем было так надолго исчезать с горизонта, если самое ценное в жизни – свет софитов, аплодисменты и восторженное обожание поклонников?
?«Федора» (1978)
Fedora
Ничего не напоминает? Если вы смотрели черно-белый культовый нуар «Бульвар Сансет», который тот же, между прочим, режиссер снял, правда, намного раньше, в 1950 году, то наверняка уловили сходство. Стареющая звезда Норма Десмонд с Бульвара Сансет чем-то напоминает Федору. Я даже встречала в отзывах громкие слова «ремейк классики», но это, конечно, никакой не ремейк.
«Бульвар Сансет» входит в топ лучших фильмов всех времён и в своем арсенале имеет 3 статуэтки Оскар. Это действительно очень сильное кино. Если не видели, рекомендую.
Спрашивается, зачем два раза про одно и то же? В том и дело, что не про одно. И не про то же.
«Федора» — это экранизация одноименного произведения Тома Трайона и на первый взгляд в фильмах действительно аналогичные завязки – некогда знаменитая актриса должна уйти на покой, но как с этим смириться, не знает и не умеет. В обоих случаях налицо серьезное психическое расстройство и закономерная трагедия в финале.
Но насколько фильмы похожи, настолько же они и отличаются.
«Бульвар Сансет» начинается со сцены убийства Нормой своего любовника. В «Федоре» под колесами поезда, прямо как Анна Каренина, гибнет сама Федора.
Незадолго до этого продюсер Барри Детвайлер (Уильям Холден) встречался со знаменитостью в её доме, с целью уговорить на съемки в той самой экранизации Льва Николаевича.
И чтобы поговорить с высокомерной и самовлюбленной актрисой Билли пришлось потрудиться, ибо он столкнулся с целой группой защитников, проживающих на вилле.
Так что же случилось, почему актриса погибла?
Итак, блистательная Федора (Марта Келлер) запирается в своем особняке, потому что понимает, что молодость уходит. Морщины, цвет лица уже не тот, шея и руки предательски выдают возраст, да и блеск в глазах давно потерян.
И если поначалу все это выглядит как кризис женщины, которая тяжело переживает естественные физиологические изменения в организме, то дальше, с годами, ситуация становится катастрофической.
И если Норма Десмонд вкупе со всевозможными бесконечными косметологическими процедурами и романом с мужчиной много моложе неё в итоге повредилась умом, то Федора пошла дальше и сломала жизнь самого близкого человека, дочери.
Эта часть, самая суть и изюминка фильма всегда поражала меня больше всего. Потому что Федора принимает решение «возродиться» через собственного ребенка.
Сделать это было несложно. Сам факт наличия в жизни Федоры дочери был страшной тайной. Нет ребенка – нет подозрений. Можно заново родиться, сниматься в кино, снисходительно выслушивать комплименты.
И молодая Антония становится новой Федорой, копируя мать во всем. Девушка полностью растворяется в образе и теряет себя. Антония не принадлежит себе. Потому что Антонии как бы уже и нет, есть Федора. Великолепная Федора. Всемирно известная актриса и мать, для которой никогда не существовало дочери.
Ради продолжения карьеры Федора создает легенду, новую себя и продолжает жить иллюзиями. Антония со временем теряет связь с реальностью, впрочем, как и мать. Выбраться из «сказки» ей, конечно, никто не разрешает.
И взрослая уже женщина, принеся в жертву матери собственную жизнь ради непонятных минут славы и внимания от той же матери, полностью теряет волю, цепляясь за слабое, едва уловимое подобие бывшей себя.
Финал, как вы знаете, драматичный. Такое занимательное в начале превращение в звезду заканчивается на железной дороге.
А мир скорбит по погибшей Федоре… совершенно не подозревая о том, какая трагедия произошла на самом деле.
Как же это страшно! Одержимость Федоры собственной значимостью и мнимой молодостью не видит препятствий. Антония, доведенная обстоятельствами, была слишком слаба, чтобы сопротивляться. А у человека без воли так просто отнять надежду. Даже вместе с жизнью, увы.
Со времен юности я пересматривала фильм несколько раз. Последний – в прошлом году.
«Федора» для меня фильм-загадка, фильм-тайна. Пытаюсь понять обеих женщин. Пытаюсь, но не могу. Не понимаю и не принимаю все их поступки, действия. Каждый раз они шокируют. С другой стороны, безумно жаль и ту, и другую. Федора – жертва собственных страстей, Антония – страстей матери и личной слабости и безволия.
Так ли необходима была эта страшная жертва? Интересно, в психиатрии есть название тому, что сотворили Федора и Антония?