Фильм «А у нас была тишина» (1977): тяжелая ноша на хрупких плечах

«А у нас была тишина» (1977) – пронзительный фильм о ВОВ, в котором при этом нет ни одной батальной сцены. В 1979 году режиссер картины В. Шамшурин и актриса Елена Драпенко получили премии Ленинского комсомола.

И в главных, и в ролях второго плана задействованы узнаваемые и народно любимые актеры. Первая половина истории заставляет сердце сжиматься от жалости к героям, вторая – дает надежду, меняет настроение от просмотра.

Картина снималась в Тутаеве Ярославской области. Мы видим небольшое село, в котором остались только женщины и дети. Отцы, мужья, братья ушли на фронт. В большом доме на несколько семей живут: Ольга – мать двоих сыновей (Тамара Семина), Анна Харитоновна – многодетная мать (Любовь Соколова), Клавдия, дочь которой ушла на фронт (Римма Маркова), верующая Антонина (Елизавета Никищихина), интеллигентная Густенька (Светлана Пенкина). Разные характеры и судьбы женщин и одно желание – чтобы родные вернулись домой живыми.

С какой паникой и обреченностью в глазах героини встречают почтальоншу. Она редко приносит хорошие новости. В какую семью на этот раз придет печальная весть? Вдовами становятся в каждом втором доме села. Вечернюю тишину нарушает не дружное пение, как раньше, а одинокий плач. Но надо жить, надо поднимать детей.

Женщины шьют гимнастерки, пряча в кармане записочки. А вдруг именно эта гимнастерка дойдет до любимого или того, что его знает. По вечерам разгружают баржу. Каждый день думают о том, чем накормить голодных ребят. А подрастающие мальчишки тайком бегут на фронт, чтобы отомстить за отца, или становятся «у руля» колхоза, потому что больше некому.

В картине очень много трогательных моментов, позволяющих прочувствовать тяготы жизни женщин и детей. Например, когда сына одной из героинь начинают дразнить за необычное имя. Мать, проживающая раньше в Ленинграде, хотела дать ребятам современные имена. Но теперь мальчика Рудольфа называют Адольфом Гитлером, и это для него самое сильное оскорбление. Мать в отчаянии идет в комитет, чтобы ей разрешили поменять детям имена.

Или другой показательный момент. Многодетная, устававшая Анна Харитоновна в сердцах, не подумавши говорит фразу: «Хоть бы господь кого-то из вас взял к себе» (дети постоянно просят есть). И тут самый маленький сынишка падает с палатей. Как мать обнимает, плачет, прижимает к себе малыша. Она понимает, что дети не виноваты в том, что приходится так жить.

А эта жизнь с ее лишениями, маленькими радостями, человеческими взаимоотношениями продолжалась и во время ВОВ. Любовь и расставания происходили и на фронте. Дочь Клавдии Манефа (Елена Драпенко) вернулась домой живой, здоровой, с виду энергичной и уверенной в себе. Но у нее личная драма – погиб любимый мужчина, с которым так хотелось идти в светлое будущее. А муж Анны Харитоновны, многодетный отец, который и в мирной жизни был «гулякой», и на фронте нашел другую, но все равно вернулся к семье.

Душевный, искренний фильм, в котором на первый план выходят эмоции героев.

Оцените статью