«Алый камень» (1986) – мелодрама с детективной составляющей, снятая по одноименному роману Игоря Голосовского. Зрители, которые сначала ознакомились с произведением, считают фильм слабым, так как в нем нет ключевых моментов, которые есть в книге. Те, кто смотрел только фильм, не скупятся на хорошие отзывы.
Сюжет: Матвей и Наташа – молодые, влюбленные, наслаждающиеся каждым проведенным вместе мгновением. На теплоходе они отправляются к месту сбора геологической экспедиции – Матвей-геолог. Ночью вспыхивает пожар, начинается паника. Матвей и Наташа теряют друг друга из вида. Девушка прыгает в воду, и последнее, что она успеет заметить – на Матвея обрушиваются горящие балки.
Выбившуюся из сил и потерявшую сознание девушку спасает Степан Егорышев. И с того момента Наташа становится для него самым важным человеком в жизни. Матвей пропал без вести. Наталья и Степан пытаются выяснить, что с ним произошло, но молодого человека нет ни в списках погибших, ни в списках живых. Какого-то мужчину не смогли опознать. Наташе ничего другого не остается, как смириться с мыслью о гибели Матвея. Тем временем Степан окружает девушку, бывшего детдомовского ребенка, трогательной заботой. У нее нет родных, погиб любимый человек. Наталья кроме благодарности ничего не испытывает к этому мужчине, но, через некоторое время, все же выходит за него замуж. Проходит 9 лет. Матвей при жизни неплохо рисовал. Однажды на даче у приятеля Степан замечает картину, подписанную Матвеем. Он рассказывает об этом жене.
Появляется призрачная надежда, что Матвей жив. Экспертиза картины это подтверждает – она написана 5 лет назад. Степан ставит цель – найти Матвея, так как этот человек важен для Наташи. Он готов уйти, если любимая будет счастлива с Матвеем. Но найти его не так просто.
Наташа – это первая главная роль в кино актрисы Ирины Розановой. В начале фильма мы видим ее юной, с милыми косичками. Тогда ей было 25 лет. Но, тут возникает некий диссонанс, героиня создает впечатление сильной, основательной личности, а не трогательной девушки, переживающей первую любовь. И потом, когда Степан, бросив все дела, забыв о себе, ищет Матвея, мы не видим переживания, метания, сомнения героини. Она, словно, уходит в тень. А таких эмоций не хватает для развития драмы. Именно в этой картине лирическая героиня в исполнении Ирины Розановой получилась недостаточно убедительной.
Прекрасная работа актера Сергея Паршина, сыгравшего Степана. Тут любовь в каждом взгляде, жесте. Сильный момент – когда поиски Матвея приводят Степана в другой город. Он находит дом, где живет Матвей. И первое, что бросается в глаза – портреты юной Наташи. Столько эмоций проявляет актер, не сказав ни слова. Герой видит мальчика и девочку, которые называют Матвея папой. А в беседе выясняется, что они приемные дети, а Матвей так и не женился. Значит до сих пор любит Наташу? И это означает одно – Степан может потерять любимую женщину. Но оставить дальнейшие поиски Степан не может. И он, ценой невероятных усилий устраивает встречу Наташи и Матвея. Сам тихо уходит в сторону.
Матвея сыграл актер Степан Старчиков. Его персонажа мы видим в начале фильма и в конце. И не хватает раскрытия этой линии – как жил Матвей все эти годы, почему он с таким самозабвением ищет редкий минерал «алый камень», но не ищет Наталью. О чем говорили Наталья и Матвей, когда встретились через столько лет?
В финале фильма Наталья приходит к Степану и говорит о своей любви, о том, что она хочет быть с ним. Но какой ценой дался ей этот выбор – в фильме не показано.
Алый камень – это символ, что-то очень важное для всех героев. Не напрасно повесть заканчивается такой фразой: «Матвей и Егорышев нашли свой Алый камень. Нашла его и Наташа. Найдете ли вы?». А в фильме мы видим глубину переживаний, смысл жизни Степана. Другие герои, их судьбы, внутренний мир, словно, остаются за кадром. Возможно, многосерийная картина в этом случае была бы лучшим решением.
Но фильм заслуживает внимания, он запоминается, он наводит на размышления.