Фильм, для которого собрали неравнодушных актёров

Неравнодушных, в первую очередь, к природе, к родной земле, активно интересующихся темой защиты природы и экологий. Режиссёр картины «Желаю успеха» (1980) Александр Косарев в интервью говорил, что

умышленно пригласил таких исполнителей, в искренности которых зритель не усомнится, поверит в их слова и идеи, которые они несут с экрана.

Тема экологии — не самая популярная и частая в кино. Если она и затрагивается в кинолентах, то, скорей, как побочная сюжетная линия. Однако сценарий Олега Стукалова-Погодина фактически целиком был посвящен вопросу защиты дальневосточной природы от наступающей и поглощающей её цивилизации. Олег Стукалов-Погодин к восьмидесятым уже был зрелым и опытным сценаристом, а несколькими годами ранее именно он в тандеме с режиссёром Василием Ордынским переложил для тв роман «Хождение по мукам» Алексея Толстого, по которому Василий Ордынский снял великолепный, если не сказать образцовый, многосерийный телефильм. Теперь же сценарист решил обратится к современности и рассказать о вопросах сегодняшних, но обращённых в будущее. Напомню, кстати, что Олег Стукалов-Погодин долго пытался дистанцироваться в творчестве от именитого отца — драматурга Николая Погодина (отсюда и добавка к фамилии — Стукалов. Иногда он и вовсе отказывался от фамилии Погодин). И нельзя не признать, что сценаристу удалось доказать, что он не просто носитель известной фамилии, но и сам по себе автор даровитый и плодовитый.

Главным героем сценария стал Пётр Северин, 35-летний учёный-биолог, которого настиг кризис среднего возраста.

Когда-то Пётр окончил биофак МГУ и был увлечённым и перспективным специалистом, но потом жизнь завела его в некое статистическое заведение — Статистический центр особо активных соединений, где сотрудники занимаются исключительно бумажными расчётами, а не чистой наукой.

К такой деятельности душа у Петра не лежит. К тому же личная жизнь не ладится: давняя подруга Лида мечтает выйти за него замуж родить ребёнка, но мужчина не готов и придумывает нелепые отговорки (например, что у него плохие гены). У тут очень кстати с Дальнего Востока приезжает дядя Петра — Николай Алексеевич Варенцов, тоже учёный. Варенцов приглашает племянника к себе, обещая увлекательную и объёмную работу, причём именно научную, в поле, самую что ни на есть настоящую биологию, по которой так скучает Пётр. Тот решается бросит стабильную, но унылую жизнь в столице и уезжает. Правда, на месте его ожидает сюрприз:

лаборатория — это всего лишь развалюха в отдалённом посёлке, где нет никакого оборудования.

Зато есть заведующий, давний знакомый Петра, который на поверку оказывается карьеристом, призывающим результаты чужой работы. Но Пётр, поначалу разочарованный, всё же берётся за дело. А потом выясняется, что в районе существует реальная экологическая проблема: по реке, где нерестится лосось, будут сплавлять лес из-за производственной необходимости. А это означает, что рыба погибнет. Допустить такого бедствия нельзя.

Для режиссёра Александра Косарева эти съёмки были третьей работой в полнометражном кино. Надо сказать, что изначально название фильма было довольно громоздким — «Попал я, брат, в историю». Самому режиссёру оно не нравилось, он полагал, что оно не отражает смысла сюжета. Новое название искали долго, в итоге картина стала называться «Желаю успеха», что тоже сложно назвать удачным, броским и раскрывающим суть вариантом. А главную роль в ленте получил Геннадий Корольков.

Любопытно, что чуть раньше актёр сыграл в другом фильме, затрагивающем тему охраны природы, — «Счёт человеческий» (если не смотрели, то советую. Совершенно замечательная картина с непривычно бородатым, но, как всегда, обворожительным Леонидом Куравлёвым в главной роли). Геннадий Корольков отмечал, что состояние окружающей среды его действительно беспокоит и проводил параллели между экологический катастрофой и ядерными бомбардировками. Личная заинтересованность в теме помогла ему точнее сыграть героя, для которого спасение лосося чуть ли не на краю земли оказалось важнее московских удобств.

Роль профессора Варенцова, соблазнившего племянника серьёзной карьерой, получил Михаил Глузский, которого режиссёр знал уже несколько лет: Глузский снимался в дипломной короткометражке Александра Косарева «Сто шагов в облаках» (1973). В интервью актёр рассказывал, что его наконец-то перестали видеть в образах военных и наконец стали доверять роли по-настоящему драматические. Правда, о роли Варенцова он отзывался сдержанно. Дело в том, что совсем недавно Михаил Глузский сыграл похожего персонажа в производственной драме «Иванцов, Петров, Сидоров» (1979) и повторяться ему не хотелось. Сравнивая новую и предыдущую роли, он подчёркивал:

«Я даже обратил внимание на то, что они оба говорят похожие слова о том, что судьба учёного это не дорога из роз, удач и успехов и что, если надо, то учёный должен совершить научный подвиг и в неподходящих для этого условиях».

При этом в своём новом герое Варенцове, по словам актёра, ему хотелось «выявить романтическое, что называется, старомодное представление о научной деятельности, которая оторвана от мирской суеты и жива лишь горячим убеждением, что преодолевать трудности можно на одном только энтузиазме, силой духа».

Увы, сценарий такой глубокой драматургии не подразумевал, да и сам Варенцов был героем очень второстепенным, так что Михаил Глузский оказался скованным сюжетными рамками и не смог самовыразиться в полной мере.

Ещё одна важная роль, лесника Захара Мохова, который едва ли не жизнью готов пожертвовать ради спасения реки, сыграл Иван Лапиков.

Роль вполне вписывалась в его амплуа — простого человека из народа, возможно, но слишком образованного, но богатого глубинной житейской мудростью.

Отмечу очень любопытную деталь, которая в глаза не бросается, но характеризует героя Лапикова: в ответ на угрозы он отвечает, мол, не пугай меня, я Сталинград видал. И, кажется, больше нигде не было отсылок к фронтовому прошлому Мохова, но, как мне кажется, уже и этого достаточного.

В роли дочери Мохова Екатерины, такой же верной своей малой родине, как отец, — Ирина Короткова, жена Александра Косарева, неизменно снимавшаяся в его фильмах. В роли предшественника Петра, начальника лесной лаборатории и карьериста Николая Панина — Роман Хомятов. В других ролях Даниил Нетребин, Всеволод Сафонов, Владимир Никитин.

Небольшие роли получили Антонина Максимова (мать Петра) и Екатерина Маркова (Лида, его бывшая возлюбленная. Та самая, что мечтала быть матерью его ребёнка).

А в самом начале в эпизоде появился Николай Парфёнов, который даже несколькими репликами украшает любую картину.

Натуру для съёмок группа искала по всему Советскому Союзу. Часть съёмок прошла на Дальнем Востоке, а часть — в Вологодской области. При этом создатели же фильма считали, что экологические проблемы сами по себе не ограничены тем или иным регионом. а глобальны и затрагивают всю страну, и именно поэтому говорили о важности собственной работы.

Фильм «Желаю успеха» вышел в конце 1980 года. Прокат был более чем скромным, хотя проблемы, в нём поднятые, действительны были (и остаются!) актуальными и важными. Предположу, что отсутствие зрительского интереса отчасти связано с безликим, заурядным и абсолютно расплывчатым названием, которое вообще никак не связано с сюжетом. Как бы то ни было, фильм канул в небытие, хотя, подчеркну ещё раз, тема и сейчас, спустя почти полвека после его выхода, не просто остаётся злободневной. а набирает обороты. Ну и, конечно, стоит посмотреть «Желаю успеха» из-за Ивана Лапикова, настоящего мужика, который хоть и горазд выпить, но несправедливости не допустит.

В финале отмечу деталь, которая меня неприятно поразила. В конце фильма Пётр и Екатерина на лошадях едут вдоль побережья, и Катя передаёт Петру письмо. Прочитав его (оно от Лиды), мужчина выбрасывает его, и пара продолжает романтическую прогулку. Чрезвычайно странно, что борец за экологию бросил мусор на берег. Не поняла я, что это было.

А вас волнует тема экологии? Вы что-нибудь делаете для защиты природы?

Оцените статью
Фильм, для которого собрали неравнодушных актёров
Сердцеед Олег Стриженов: я был приговорен к Лионелле