Быть может, я не права. Поэтому давайте обсудим этот чудный фильм вместе.
? Дневной поезд (1976)
В Москве и Ленинграде живут две старинные подруги. У каждой по любимому, но одинокому и неустроенному в личном плане ребенку. Разумеется, матери желают им счастья и не оставляют попыток женить Игоря и выдать замуж Веру.
Совсем сказочно, если друг за друга.
И все бы ничего, да только дети – уже не дети, а вполне состоявшиеся мужчина и женщина в том возрасте, когда «жизнь только начинается».
И вот Игорь (Валентин Гафт) приезжает в культурную столицу нашей страны в гости в лучшей подруге своей матери. А Вере, дочери этой самой лучшей подруги (Маргарита Терехова), стало быть, необходимо гостя увлечь и развлечь.
И это только на первый взгляд банальное кино. На деле (ну, по крайней мере, я это вижу так) – здесь достаточно как бы скрытых смыслов, которые идут сквозь весь сюжет тонкой линией и придают фильму столько изящества, создавая ту уникальную атмосферу, к которой хочется возвращаться. Это как Эрмитаж – сколько бы раз не была, каждый раз, как первый.
Итак, Вера. Красивая, стильная, элегантная, холодно-отстраненная, и даже резковатая и язвительная Вера, которая настолько комфортно чувствует себя в своем одиночестве, что боится признаться в этом самой себе.
Мужчина нужен, но не так? чтобы наступить на горло собственным принципам.
Вера трудится в патентном бюро. И это не просто так, друзья. Основная ее задача – определить подделку от чего-то действительного стоящего, оригинального, неизбитого.
Настоящего. Когда Вера говорит о количестве способов каталогизации и методах сортировки данных, даже страшновато становится))
И общаясь с мужчинами, Вера переносит свои профессиональные навыки и в этот пласт жизни, не рабочий, личный. То есть пытается определить, так ли гениален в данном случае Игорь, как заявляет о себе.
Достоин ли патента, или является случаем рядовым и проходящим? Стоит ли тратить время на уже изобретенный велосипед?
Игорь очевидно, что за женщинами ухаживал. Когда и как непонятно. Потому что все его «старые» методы и попытки понравиться не работают. А понравиться Игорь хочет, потому что такие, как Вера, ему не встречались и это интригует.
«Если бы любовь одного человека всегда возникала в ответ на чувства другого, жить было бы слишком просто».
Но каким таким особенным надо быть, чтобы получить патент от Веры, не знает даже сама Вера.
Игорь считает, что ничего доказывать он не должен. Все-таки уже не мальчик, он достоин быть счастливым и так. А на деле оказывается, что многого не достиг, к чему так стремился в юности.
У Веры есть подруги. Все живые и реальные. С реальными проблемами, реальными вопросами и реальными ответами на эти вопросы. И только работник патентного бюро словно принцесса льда читает стихи вместо дельного совета.
На свадьбе одной из этих подруг возникает ситуация, когда умная и не обделенная вниманием мужчин еще одна подруга срывается, оттого, что у нее детей нет, и вообще она, оказывается, очень несчастна.
Показательная сцена, потому что эти проблемы Вере чужды.
Конечно, не последнюю роль сыграла мама-наседка, вовремя не отпустившая взрослую дочь и до сих пор благоустраивающая её быт и досуг. Вера просто так воспитана.
Не за горами 40 лет. И всем-то она хороша – и в плане духовности, и в плане интеллектуальности. Но где макароны в доме — не знает. Как поддержать подругу — тоже.
Ей просто непонятны эти семейные проблемы и вопросы с детьми. Зато в новых туфлях(!) по снежной питерской слякоти и гимнастика каждый день. Причем туфли как подростковый протест – ведь мама сказала, что не сезон.
Бывает же такое, что самодостаточность на высоте. Как и то, что лучше бывает одной, чем с кем попало. И вот нравится Вере Игорь, да что-то в нем не то. Не что попало, но не то.
Вера так защищает свой внутренние границы и личное пространство, что места мужчине там просто не остается. А подвинуться Вера не хочет. И хочется, и колется.
Любить – да, но что-то для этого сделать – нет. Да и Игорь не верит ни в себя, ни в успех задуманного матушками предприятия, а это важно для получения патента.
Игорь хороший человек, но слишком заурядный, простой. И не важно, что скоро в жизни Веры тоже наступит момент, когда уже не посмотрят в трамвае.
«Потому что нельзя стрелять из ружья и надеяться, что приклад не ударит в плечо»
Вера слишком сложна и сверх завышена в ожиданиях. Не такой себе представлял ленинградскую невесту Игорь. И бежит он обратно к маме в Москву, обменяв билет на дневной поезд.
И вот не верю я, что у них что-то получится. Увы. Даже несмотря на эту сцену на перроне, на эти взгляды, и даже на то, что в воздухе витает предчувствие любви.
Ну не может взрослый человек измениться так кардинально. Не может и не хочет. А жаль. Вера и Игорь так хорошо смотрелись вместе.
Отношения – это работа. Долгая и кропотливая. И если даже на начальной стадии не идти на компромисс, то есть ли вообще смысл начинать?
«Дневной поезд» — прекрасный фильм с пронзительной музыкой Алексея Рыбникова, где два взрослых человека ищут себя и до сих пор не найдут.
Два одиночества, которые встретились взглядами в толпе, зацепились и разошлись, так и не взявшись за руки. Замкнутый круг из красиво выстроенных и вежливых фраз. И только.
И один из любимых моих подтекстов в фильме — сцена у Исаакиевского собора и речь экскурсовода со словами, явно позаимствованными им у Генри Форда:
«Гораздо больше людей сдавшихся, чем побежденных».