Фильм, где белый офицер устроил беспощадное побоище, смешав людей и коней

Каскадёр Владимир Любомудров несколько лет проработал на «Мосфильме», где был руководителем группы ставил трюки, в том числе конные. После окончания Высших курсов сценаристов он мечтал попробовать себя в режиссуре и даже сам написал сценарий. Но лишь в конце семидесятых ему удалось получить фильм и только на Свердловской киностудии. Зато его дебютная картина «Ищи ветра…» (1979) получилась насыщенной, яркой, динамичной, хотя и довольно жёсткой.

Сценарий отправлял зрителей во времена Гражданской войны.

В центре сюжета была небольшая семья (отец, его дочь и её жених, а потом и муж), на дом которых нападают сначала бандиты, потом белые, а спасает почти всех раненый красный комиссар.

Но, пожалуй, главными в ленте были даже не люди, а кони. Именно племенные лошади становятся целью неудачливых конокрадов, а после табун отбирает белый офицер.

Дебютант Владимир Любомудров сумел уговорить на съёмки в своей первой ленте очень знаменитых актёров. Одним из первых в фильм попал патриарх советского кино Павел Кадочников.

Тогда он переживал новый виток популярности уже как возрастной актёр,

получив предложение сняться в роли взрослого, мудрого человека Сергея Уварова, управляющего имением, который всю жизнь посвятил лошадям и по-настоящему влюблён в них, согласился.

Кадочников только-только снялся в «Сибириаде» Андрея Кончаловского, и как раз Кончаловский, назначенный художественным руководителем «Ищи ветра…» в помощь начинающему Любомудрову, поспособствовал участию Кадочникова.

Роль дочери Уварова отдали Елене Прокловой, безусловной звезде того времени, начавшей карьеру в кино ещё в школьном возрасте, а её женихом стал Лев Прыгунов. Любопытно, что

Лев был старше Елены почти на 15 лет, но в кадре этогоне заметно.

Кстати, поручик, сыгранный Прыгуновым, прихрамывает и ходит с палкой. В сценарии такой детали не было, родилась эта особенность героя случайно:

накануне съёмок актёр повредил ногу и действительно вынужден был ходить с палкой. Владимир Любомудров решил работу не откладывать, а просто подарить персонажу такую черту.

На роль командира белоказаков попробовали нескольких исполнителей, но идеальным оказался Александр Пороховщиков. Режиссёры уже поняли, что Пороховщикову прекрасно идёт форма и регулярно приглашали его на роли военных.

В «Ищи ветра…» Александр стал омерзительным персонажем, отталкивающим до дрожи, который со спокойным лицом и без единого громкого слова отправляет на тот свет всех, кого только можно.

В сцене расстрела людей и табуна кажется, что офицер просто обезумел — настолько он хладнокровно убивает.

Ещё один центральный персонаж — комиссар, сумевший выжить в настоящей мясорубке, когда белый отряд жестоко уничтожает красноармейцев. Эта роль досталась Константину Григорьеву, невероятно одарённому артисту-самоучке, которого наш кинематограф сильно недооценил (и, к слову, ещё одному участнику «Сибириады»).

Красный командир ироничен даже на краю гибели, но на сто процентов привержен идее революции и борется до последнего.

Кстати, в этом фильме Константин появился со светлыми кудрями и внешне чем-то напомнил молодого и ещё вменяемого Никиту Джигурду из трилогии «Любить по-русски»: такой же немногословный, такой же человек дела, такой же супергерой.

Отдельно отмечу Михаила Кононова в роли беззлобного и слегка дурашливого конокрада Васьки. Актёр тоже пришёл к Любомудрову из «Сибириады» и органично вписался в сюжет как персонаж, оказавшийся меж двух огней, меж красным командиром со строгими принципами и белым отрядом, где нет порядка.

На съёмки группа отправилась в город Зерноград Ростовской области. Там помощники режиссёра нашли красивейшие места.

Усадьбу, где Уваров следит за табуном, «сыграла» заброшенная ветеринарная лечебница, рядом с ней выстроили сарай и конюшни, а большую часть поля поблизости огородили забором.

Туда, за этот забор свезли отборных лошадей. Животных предоставили три крупных советских конезавода: Терский из Ставрополья и ростовские имени Будённого и имени Первой Конной Армии. Вместе с лошадьми на площадке всё время находились представители конезаводов и консультанты, которые давали разрешения на съёмки и обучали киношников правильному обращению со скакунами, кобылами и жеребятами.

Также прибыли на съёмки и табунщики с конезаводов, именно они управляли животными и формировали табун так, как необходимо было режиссёру и оператору. Ну а группу каскадёров собрал сам Владимир Любомудров, он же ставил трюки.

В 1979 году «Ищи ветра…» вышел в прокат, и фильм сразу же поставили в один ряд с другими приключенческими фильмами о Гражданской войне. Не последнюю роль сыграли в этом талантливо снятые сцены с лошадьми и красочная, захватывающая музыка Эдуарда Артемьева, действительно украсившая ленту. Старт режиссёрской карьеры Владимира Любомудрова оказался успешным, он продолжит работать в том же направлении и часто в его картинах снова будут сниматься лошади. А спустя пять лет выйдет его самый громкий фильм — «Первая конная», куда он снова позовёт Эдуарда Артемьева.

А какое впечатление фильм «Ищи ветра…» произвёл на вас?

Источник

Оцените статью
Фильм, где белый офицер устроил беспощадное побоище, смешав людей и коней
«Зеленый фургон»: история о том, как автор «12 стульев» поймал главаря банды, ставшего писателем