Фильм, где чувственную сцену разыграла красивейшая пара советского кино

Для режиссёра Александра Абрамова небольшая лента «Ведьма» (1959) по рассказу Антона Павловича Чехова стала дебютом в игровом кино. Однако проба пера оказалась яркой и удачной:

короткометражка взяла несколько призов на международных кинофестивалях.

И не последнюю роль (абсолютно во всех смыслах) сыграл в этом один из актёров картины — знаменитый Эраст Гарин, который тут предстал в образе весьма неприятном и даже отталкивающем. А ещё две роли достались недавним молодожёнам — Алле Ларионовой и Николаю Рыбникову, которые сумели минимумом слов, а большей часть мимикой и взглядами передать состояния персонажей.

Фильм «Ведьма» вышел спустя семь десятилетий после публикации рассказа Чеховым. Рассказ «Ведьма» классик написал в конце 19 века, и историю о мелочном ревнивом дьячке и его красавице-жене, которая мужа не любит и не уважает, коллеги Чехова оценили довольно высоко. Тем удивительнее, что за его экранизацию никто не брался, ведь Чехова в советском кино любили и экранизировал часто. Режиссёр Александр Абрамов сам написал сценарий и решил ставить фильм.

Действие разворачивается в небольшой избе дьяка. На улице тёмный зимний вечер, метёт метель, настроение у супругов мрачное. Дьяк Савелий — мужчина невзрачный, ничтожный, придирчивый и ревнивый. А вот его жена Раиса — женщина статная и обольстительная, хотя с кем ей общаться в этой глуши? Когда-то в приходе служил её отец, а потом по его просьбе дочери подобрали жениха, чтобы тот приход и унаследовал. Так Раиса и стала его супругой.

Савелия злит, что Раиса ему не ровня, он обвиняет её во всех грехах и даже утверждает, что она наколдовала непогоду, да и вообще ведьма.

А тут ещё, как на грех, в избу постучались ночные гости: заплутавшие в пурге ямщик и почтальон — видный молодой мужчина, у которого Раиса явно вызвала симпатию.

На роль Савелия утвердили Эраста Гарина. Актёр уже давно стал всесоюзной знаменитостью, а особую популярность ему принёс Король из послевоенной сказки «Золушка» (1947). Любопытно, что к кино Эраст Гарин долго относился с недоверием и поначалу от ролей отказывался, а потом снимался с неохотой. Что наверное, объяснимо: начинал он как артист театральный и был настоящим любимчиком режиссёра-новатора Всеволода Мейерхольда (за что, к слову, Гарина очень не любила жена Мейерхольда, актриса Зинаида Райх, считавшая, что муж отдаёт предпочтение Гарину и на первый план всегда выводит его, не её, жену). Готовя материал, обнаружила такой занятный факт:

в тридцатые Эраста Гарина утвердили на главную роль в фильме «Большевик», который обещал стать большим событием. Но позже его заменили на актёра Бориса Чиркова, лента получила название «Юность Максима» и действительно стала большим событием в советском кино, позднее превратившись в трилогию.

Для Бориса Чиркова роль в трилогии стала знаковой и многие года оставалась визитной карточкой. Любопытно было бы узнать, какой Максим получился бы у Эраста Гарина.

В «Ведьме» Гарину достался образ отталкивающий. И не только характером, склочным, вздорным, сварливым, но при этом слабым, но ещё и внешностью: актёр тут предстал с редеющими, но длинными прилизанными волосами, что лишь усиливало впечатление от его слабого героя. Тем более на фоне чарующей внешности жены Раисы, которую сыграла Алла Ларионова, считавшаяся одной из первых красавиц советского экрана. В её активе были уже и былинная Любава из «Садко» (1952), и изысканная и неприступная Оливия из «Двенадцатой ночи» (1955).

Даже чёрно-белая плёнка не скрывала отточенных черт актрис и, конечно, контраст с экранным мужем в исполнении Эраста Гарина был потрясающим.

На роль почтальона утвердили Николая Рыбникова. Историю любви Николая Рыбникова к Алле Ларионовой, непростую, но в итоге оказавшуюся счастливой, пересказывать не буду, отмечу лишь, что актёры поженились годом ранее и были полны страсти, что перенеслось и на экран. Кстати, Алла Ларионова и Николай Рыбников уже пересекались на съёмочной площадке — в 1953 году оба снимались в ленте «Команда с нашей улицы», но тогда они ещё не были парой.

«Ведьма» — это первая их общая работа в качестве супружеской четы.

Четвёртого персонажа, второстепенного, с парой реплик, сыграл Николай Кузьмин, мастер эпизода, в кино проработавший больше полувека. Главные роли артисту почти никогда не доверял, но в его фильмографии сто с лишним картин.

Премьера «Ведьмы» состоялась в начале 1959 года. Короткометражным фильмам обычно сложно рассчитывать на успех, но здесь всё определили небольшой, но эффектный актёрский ансамбль: первый фильм режиссёра Александра Абрамова получил призы в Каннах, Сан-Франциско и Монте-Карло. Сейчас «Ведьму» крайне редко упоминают, вспоминая о Алле Ларионовой, Николае Рыбникове, Эрасте Гарине. Возможно, во многом потому, что это не полный метр, хотя роли они тут сыграли отменно. И фильм рекомендую посмотреть, гарантировано получите удовольствие и от встречи с замечательными актёрами, и от их талантливой игры.

А какие роли Эраста Гарина помнятся вам?

Оцените статью
Фильм, где чувственную сцену разыграла красивейшая пара советского кино
Гордая пленница