«Человеческое «я» проявляется в поступках. И лишь поступок, который должен совершить Сергей Петрович Нестеров, предъявит нам личность героя во всей полноте, покажет его готовность к непредвиденному»,
— так представил интригу картины журнал «Спутник кинозрителя».
Снимал фильм режиссёр Виталий Кольцов по сценарию Валерия Щербины. Сценарист, кстати, долгое время работал в анимационном кино,
«Нам не дано предугадать…» — это лишь второй и последний его сценарий для кино художественного.
А вот Виталий Кольцов был настоящим многостаночником: снимал документальные ленты, короткометражки, эпизоды для киножурнала «Фитиль» и, конечно же, игровые фильмы.
В центре его предыдущего фильма, тоже производственной драмы с лиричным оттенком «Надежда и опора» (1982), тоже был мужчина, но куда более деятельный, активный, решительный, которому не сидится на месте.
Главный герой драмы «Нам не дано предугадать…» — человек интеллигентный, склонный к рефлексии, который любит и знает своё дело (он архитектор), но не любит и не умеет высовываться. И как раз поэтому в проектном институте ему не доверяют масштабные проекты:
Нестеров неплох как профессионал, но не способен бороться. И именно поэтому его с лёгкостью обходят конкуренты,
в том числе энергичный конъюктурщик Прошин. А ещё чрезмерная интеллигентность и нежелание ввязываться в борьбу — причина личной драмы Сергея Нестерова.
Когда-то в молодости он упустил любимую женщину и почти 20 лет старался её забыть, но не сумел. И теперь, приехав в город своей молодости ради защиты разработанного в его институте проекта новой гостиницы, Сергей неожиданно встречает её, Ольгу, ту самую большую любовь.
Накануне отъезда от Сергея ушла жена, упрекая его в том, что он вечный неудачник. А Ольга, работающая врачом, сейчас одна, хоть к ней питает романтические чувства коллега. У неё есть дочь-студентка, которая учится в другом городе, а муж, когда-то отбивший её у Сергея, скончался.
Между Ольгой и Сергеем возрождаются былые чувства, ведь и она, несмотря на брак, всю жзнь продолжала его любить. И это даёт ему силу отстоять архитектурный проект и даже оттеснить Прошина. Мало того,
Сергею предлагают оставить Москву и перебраться сюда, чтобы курировать стройку. Но там, в столице, насиженное место в проектном институте, пусть не самое солидное, но уютное и привычное. И жена, которая, оказывается, решила вернуться.
А здесь — любимая и жизнь, которую фактически нужно начать с нуля. В финале Сергей Нестеров произнесёт слово, которое решит всё.
На роль архитектора Нестерова как нельзя кстати подошёл Георгий Тараторкин, со времён «Преступления и наказания» (1969) зарекомендовавший себя как актёр, идеально играющий мятущихся интеллигентов, вечно колеблющихся, с трудом принимающих решения, склонных более к философствованию, нежели к поступкам.
Его любимую женщину Ольгу сыграла Людмила Савельева. Звёздным часом актрисы стала, несомненно, роль Наташи Ростовой в «Войне и мире» (1965-1967) Сергея Бондарчука.
Людмила снималась и после, но ни одна её работа не приблизилась к тому же уровню славы. В восьмидесятые Людмила совсем редко появлялась на экранах, а потом и вовсе ушла из кино.
Кстати, в детстве Людмила Савельева мечтала быть не актрисой, а балериной и поступила в хореографическое училище, откуда, собственно, и попала на съёмки к Бондарчуку.
В роли жены Нестерова предстала Наталья Варлей, которая в юном возрасте тоже грезила не о кино, она осваивала цирковое искусство и даже начала карьеру на арене и только потом попала на съёмочную площадку. Как и Людмила Савельева,
Наталья Варлей прославилась сразу же после первой большой роли:
это была блистательная комедия Леонида Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966). И роль Нины тоже навсегда осталась визитной карточкой Натальи, хотя её фильмография весьма обширна.
В других ролях — настоящая россыпь прекрасных советских актёров. Нина Агапова, Евгения Ханаева, Любовь Соколова.
Проныру Прошина сыграл фаворит зрительниц Евгений Киндинов,
во второстепенных ролях — Евгений Шутов, Вацлав Дворжецкий, Алексей Ванин, Владимир Кашпур, Виктор Павлов, Николай Кочегаров, Анатолий Ведёнкин, Иван Савкин.
Снимали фильм в Москве, город детства Нестерова, куда его командировали и где сейчас живёт Ольга, изобразил обласканный киношниками Днепропетровск.
Композитором стал Алексей Рыбников, и не могу сказать, что написанная им к фильму музыка типична. Обычно в композициях Рыбникова слышатся космические ноты, динамика, ритм, но здесь музыка иная, куда более элегичная, и на сюжет она ложится безукоризненно.
Старт фильма «Нам не дано предугадать…» был средним, зрители отнеслись к нему тепло, но без восторгов. Критики высоко оценили работу Георгия Тараторкина и хорошо отозвались о редкой роли Людмилы Савельевой, но довольно скоро лента стала забываться, и не помог даже набор звёздных имён в титрах.
Сегодня «Нам не дано предугадать…» — ещё один малоизвестный, но очень даже неплохой советский фильм. Завершу обзор чуть изменёнными словами кинокритика Константина Щербакова, сказанными о ленте в 1985 году:
«В фильме «Нам не дано предугадать…» представлен герой неоднозначный, <…>, со своими душевными сложностями, но герой интеллигентный, думающий и стремящийся жить так, чтобы сохранить в себе достоинство работника, труженика.
Он способен ошибиться, уступить, даже отступить, но вот к чему никогда не приучится — это работать спустя рукава, плохо, некачественно работать. Здесь его не сдвинуть, при всей его уступчивости и деликатности.
Думается, в контексте сегодняшней реальности эти душевные и гражданские качества приобретают особо существенный смысл».
А вы знаете об этой производственно-личной драме?