Фильм, где лучший монтажник-высотник страны оказался женатиком-ходоком

В чём-то сюжет мелодрамы «Дорога домой» (1970) предсказал сюжет картины «Молодая жена», которая выйдет спустя почти десять лет. В обоих фильмах

главная героиня, пережив предательство возлюбленного, выходит замуж за нелюбимого мужчину, но потом понемногу начинает видеть в супруге настоящую опору и любовь.

Однако если более поздняя «Молодая жена» стала одним из хитов кинопроката, «Дорога домой» успешной не стала, известность обошла её стороной. Зато фильм дал старт серьёзной карьере молодой актрисы Любови Виролайнен: почти сразу после этих съёмок её утвердил в свой фильм Сергей Герасимов.

Сценарий для фильма написал Эдуард Володарский, переизложив для кино собственный рассказ «Бешеная», выпущенный в 1968 году. Главная героиня, бойкая, острая на язык и решельная Маша, возвращается в родную деревню, несколько лет проработав на стройке. Что интересно,

Маша — водитель грузовика, и это не самая привычная для женщин профессия.

Дома Маша обустраивается в родительском доме, находит работу, тоже водителем, а ещё снова встречается с Андреем, молодым односельчанином, который давно к ней неравнодушен. У Маши репутация дамы строгой, она легко ставит на место коллегу, оскорбившего её, но, несмотря на несговорчивость и своенравность,

она вдруг соглашается на скоропалительное предложение Андрея о замужестве. При этом оба понимают что любовь здесь только с одной стороны, со стороны Андрея.

Маша и не скрывает, что у неё чувств нет. И понятно, почему: она отдала сердце другому. На стройке Маша встретила красавца Николая, который сам в момент знакомства отрекомендовался как «лучший монтажник-высотник». У молодых людей завязался страстный роман и вроде бы всё шло хорошо, но неожиданно выяснилось, что Николаем не только женат, но ещё и отец двоих сыновей (семья жила где-то в другом месте, далеко от стройки).

Это обстоятельство и заставляет Машу порвать с Николаем и вернуться домой. Тем не менее семейная жизнь Маши и Андрея потихоньку налаживается и вскоре у них должен появиться малыш. Но тут в её жизни возникает привет из прошлого: в деревню приезжает приятель со стройки и привозит письмо от Николая.

Постановкой мелодрамы занялся Александр Сурин, лишь недавно начавший работать в кино.

Для режиссёра это был всего лишь второй полнометражный фильм.

Роль Маши получила Любовь Виролайнен, ленинградская актриса, пока что известная мало. А вот в роли соблазнителя Николая предстал актёр знаменитый и давно любимый женской частью аудитории — Владимир Ивашов. На роль Андрея утвердили Игоря Класса.

В других ролях — Мария Виноградова и Леонид Иудов (родители Маши), Людмила Полякова и Иван Рыжов. Мелькнули на экране Тамара Дегтярёва и Раиса Рязанова, а деревеснкого задиру, которого Маша за дерзость исхлестала прутом, сыграл дебютант Виталий Шаповалов.

Съёмки «Дороги домой» прошли в Карелии (у меня даже есть подозрение, что ов кадры — знаменитые Кижи). Для Любови Виролайнен жить в деревне было не в новинку — выйдя замуж за переводчика, финна по национальности (от которого и получила необычную фамилию), она перебралась к родителям в деревню, где занималась хозяйством и растила сына, почти забросив карьеру. Но после работы с Александром Суриным актрисой заинтересовался мэтр советского кино Сергей Герасимов, задумавший масштабную картину. Именно сотрудничество с Герасимовым и роль в драме «Любить человека» (1973) принесут Любови Виролайнен всесоюзную славу, ну и сам фильм и сегодня остаётся ей визитной карточкой.

Что касается «Дороги домой», то он прошёл незаметно. Есть версия, что он разочаровал какого-то чиновника из Госкино, поэтому в прокате его почти не видели. Не исключено, что против сыграло и не очень удачное и вторичное название. Дело в том, что двумя годами ранее вышел военный телефильм с таким же названием, снятый режиссёром Юлианом Паничем, так что путаница была неизбежна. В общем, судьбу «Дороги домой», где Любовь Виролайнен впервые сыграла большую роль, счастливой не назовёшь. Но замечу, что мелодрама очень даже неплоха, в ней яркие герои, за которыми интересно следить. Любопытно, что

авторы картины финал слегка изменили в сравнении с первоисточником. В рассказе в деревню приезжает сам Николай,

и они с Машей всё же расстаются по обоюдному согласию, решая сохранить семьи, хотя чувства между ними всё ещё живы. В фильме Маша читает письмо от Николая и о содержании письма можно лишь догадываться.

А как вы думаете, браки, заключённые по принципу «стерпится-слюбится», могут превратиться в счастливые?

Оцените статью
Фильм, где лучший монтажник-высотник страны оказался женатиком-ходоком
«Дайте жалобную книгу»: как Рязанову навязали сценарий и что стало с рестораном «Одуванчик»