Драма «Формула света» (1983) — ещё один фильм из числа забытых. Не исключено, что причиной стал жанр, сегодня малопопулярный, — производственная драма. Главный герой ленты — руководитель крупной, но законсервированной и игнорируемой министерством стройки, которая благодаря его усилиям становится одной из образцовых и даёт стране гигантскую плотину на Енисее. Кстати, у этого персонажа был реальный прототип, и хотя прямо на это указывается, в сюжете есть множество намёков на то, что
сценариста вдохновил на создание истории Андрей Ефимович Бочкин, гидростроитель, при активном участии которого в СССР появилось несколько крупных ГЭС, включая мощнейшие Красноярскую и Саяно-Шушенскую.
Сценарист Александр Лапшин довольно долго специализировался на сюжетах на спортивную тему, но потом перешёл к более общим и социальным сюжетам. Именно таким и был сценарий «Формула света», посвящённый строительству плотины для ГЭС. Алексей Фомич Маховиков приезжает из столицы на стройку чуть раньше, чем его ждут. Окружающие воспринимают немолодого человека как нового рабочего, поэтому без обиняков делятся проблемами: стройка фактическ заморожена, хотя гланвый инженер считает её перспективной, рабочий посёлок не обустроен, люди из него бегут, текучка колоссальная. Лишь отдельные люди верят в то, что министерство выделит бюджет и стройка продолжится. В их числе теперешняя секретарша Маховика наталья Васильевна и главный инженер Саша Митин. Маховиков тут же наводит порядок: даёт распоряжение о строительстве городка, настаивает на выделении средств для стройки, давая всем понять, что работы будет много, но она даст свои плоды. Но тут возникает любопытный поворот:
на собрание один из рабочих приносит малыша. Его оставила работница стройки и сбежала, пояснив, что прижила ребёнка на стройке, так стройка теперь пусть его и воспитывает.
Наталья Васильевна, бездетная и уже довольно взрослая женщина, забирает мальчика, но его же хочет взять на воспитание и Маховиков, тоже бездетный вдовец. Время от времени он навещает Наталью Васильевну и парнишку, а потом предлагает женщине съехаться и воспитывать теперь уже общего сына. Через шесть лет плотина уже почти готова, но на Енисее начинается паводок, угрожающие разрушить сооружение. Плотину спасут, но вот самому Маховикову предстоит пережить трагедию.
За съёмки ленты взялся режиссёр Александр Светлов (очень советую посмотреть его предыдущий фильм «Счёт человеческий» (1977), где не самую известную, но восхитительную роль сыграл Леонид Куравлёв. Ну и мало где ещё вы увидите Куравлёва с бородой).
На главную роль утвердили Петра Глебова. Актёру было уже 67 лет, но ему нужно было сыграть героя в трёх возрастах: сначала действие разворачивается в конце шестидесятых, потом шесть лет спустя, а в финале — уже в современности, то есть между началом и концом проходит лет 15.
В роли принципиального Саши Митина — Сергей Сазонтьев, специалистов стройки сыграли Виктор Шульгин, Виктор Филиппов, Роман Хомятов, Анатолий Ведёнкин, Валентин Брылеев, Владимир Пицек.
В ролях московских чиновников Михаил Зимин и Олег Голубицкий.
Ну а единственная женская роль, секретарши Натальи Васильевны, которая смогла пробудить в Маховикове настоящие чувства, досталась Тамаре Сёминой. Тамара Сёмина об этих съёмках отзывалась душевно, хотя она вновь появилась в образе женщины, лишённой счастья. Такое амплуа к ней прилипло после дебютных ролей, режиссёру, посмотрев на актрису в прославившем её «Воскресении» (1960) и даже более ранних лентах, решили, что Тамара Сёмина идеально воплощает именно такие образы. Но сама артистка была не в восторге и вспоминала о том периоде:
«Я читала сценарии и думала: неужели теперь мне предстоит играть только роли обездоленных женщин?».
К счастью, Тамаре Сёминой удалось вырваться из рамок стереотипа, хотя подобные роли ей равно предлагали чаще прочих.
Съёмки «Формула света» прошли в тех местах, где разворачивалось действие: на Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС. Особое внимание режиссёр и оператор уделили показы красоты сибирских просторов, которые не могут не восхищать суровостью и неприступностью.
Финал картины создавали уже в Москве: в это время Маховиков, уже почётный пенсионер, живёт в сталинской высотке (по-моему, на Котельнической набережной). В кадр, кстати, заодно попала сейчас уже не существующая гостиница «Россия» — символ своего времени.
В прокат «Формула света» вышла весной 1983 года. Большого внимания она не привлекла, хотя съёмки были действительно масштабными, да и история, рассказанная в фильме, — это часть истории всей страны. Однако роль Петра Глебова была отмечена особо, кинокритик Виктор Дёмин, представляя ленту аудитории, написал:
«Роль такого размаха всегда приятна для большого актёра — мы увидим в ней Петра Глебова во всеоружии его таланта».
Но, пожалуй, самым необычным и непредсказуемым завершение съёмок стало для Тамары Сёминой. Незадолго до премьеры она раскрыла любопытный секрет:
«Встреча с Александром Светловым закончилась несколько неожиданно. По окончании работы над фильмом он вдруг заявил, что я прирождённая комическая актриса, и сел писать сценарий эксцентрической кинокомедии, где мне предстоит играть главную роль».
Увы, из этой затеи ничего не вышло, и больше Александр Светлов и Тамара Сёмина на съёмочной площадке не встречались. А было бы, наверное. интересно.
В финале «Формулы света» Маховиков ходит по огромной ГЭС, созерцая то, что делал своими руками. А вы бывали когда-нибудь рядом с ГЭС или внутри?