Фильм, где показали зловещий брейк-данс с автоматом на фоне казармы

Драма «Ягуар» (1987) получила название по прозвищу главного героя. Меж тем, этот герой полноценно появляется лишь ближе к финалу фильма, хотя его голос комментирует всё происходящее с самого начала. Ещё более любопытно, что

для аудитории так и осталось загадкой, кто совершил преступление, но большинство зрителей этого не замечают.

Снял ленту советский режиссёр-чилиец Себастьян Аларкон. В начале семидесятых Аларкон приехал в СССР и поступил во ВГИК, а уже через два года на его родине произошёл кровавый переворот.

Из-за этого Себастьян Аларкон, изначально планировавший вернуться после учёбы домой, задержался в Советском Союзе надолго и в Чили попал лишь накануне нового века, когда политическая ситуация изменилась и там, и в СССР.

Первые его фильмы были острополитическими и рассказывали о событиях в Чили. Уже первая работа Аларкона, драма «Ночь над Чили» (1977), отчётливо показала, что режиссёр тяготеет к реалистичной на грани документальности манере и имеет выраженный почерк.

«Ягуар» — это его пятая лента, и она завершила для Себастьяна Аларкона политическую линию, следующие его картины были сняты уже немного в иной стилистике.

Сценарий для «Ягуара» Себастьян Аларкон написал в соавторстве с тогдашней супругой Татьяной Яковлевой. В его основе — роман перуанского писателя, нобелевского лауреата Марио Варгаса Льосы «Город и псы». Создавая сценарий, Себастьян Аларкон внёс несколько значительных изменений в оригинал.

Во-первых, действие из Перу перенесено в Чили. Прямо это в фильме не указано, но есть масса намёков на страну (от военной формы до флагов). Во-вторых, герои стали старше. В романе речь идёт о воспитанниках военного училища-подростках, в кино показан уже юноши лет 20. В-третьих, изменено время: Льоса выпустил роман в 1963 году, у Аларкона всё происходит спустя 10-12 лет.

Сюжет посвящён будням военного училища. Новобранцы проходят сложный и унизительный обряд «крещения», после которого становится ясно, кто есть кто.

Одним из центральных персонажей до поры до времени становится курсант Альберто Фернандес по кличке Поэт, полученной за сочинительство непристойных рассказиков. Он приятельствует со слабовольным Рикардо Араной по кличке Раб.

Где-то поблизости находится и Пабло, тот самый Ягуар. В отличие от других курсантов, выходцев из благородных обеспеченных семейств, Пабло попал в училище из низов.

О «Ягуаре» говорят с уважением: когда-то он, ещё первокурсник, сумел избежать «крещения» и одержал и моральную, и физическую победу над старшекурсниками, чем заслужил авторитет.

Теперь он старается защищать новобранцев, но лишь следуя собственным убеждениям о том, что правильно.

Действие начинается с того, что в преддверии экзамена курсант Кава похищает ответы на экзаменационные вопросы.

Его никто не выдает, за что наказан весь взвод. Влюблённый Рикардо Арана переживает из-за невозможности встретиться с любимой девушкой, поэтому докладывает начальству, что ответы похитил Кава, за что получает увольнительную, а вот Каву с позором отчисляются.

Спустя некоторое время курсантов бросают на разгон коммунистической демонстрации, где Арана-«Раб» получает смертельное ранение. И тут же становится известно, что

выстрел был в затылок, то есть Арану убил кто-то из своих. «Поэт» Фернандес убеждён, что выстрелил принципиальный Ягуар: так он отомстил Аране за донос на Каву.

С этим предположением он отправляется к начальству. Правда, руководство училища не горит желанием разбираться в этой непростой ситуации. Исключением становится лишь Гамбоа, для которого важно, чтобы его подчинённые были не просто военными машинами, а людьми думающими. Гамбоа пытается понять, где же истина. Меж тем,

прежде такой прямолинейный правдолюбец Фернандес-«Поэт» превращается в соглашателя и малодушно прячется за спиной Ягуара, которого теперь однокурсники обвиняют в предательстве и стукачестве.

На роль Гамбоа Себастьян Аларкон сразу же утвердил Сергея Газарова, своего любимого актёра, с которым не раз работал до и многажды будет работать после.

Роль Пабло-«Ягуара» получил начинающий актёр Сергей Векслер, который тоже потом будет ещё сниматься у Аларкона.

В роли «Поэта» дебютировал выпускник Школы-студии МХАТ Артём Каминский, а роль «Раба» получил Адель Аль-Хадад, молодой советский актёр арабского происхождения.

Начальников училища сыграли Всеволод Шиловский, Григорий Лямпе, Владимир Татосов.

Обратите внимание и на исполнителей небольших ролей. Отчисленный курсант Кава — это 22-летний дебютант Игорь Верник,

курсант с кличкой «Удав» — ещё один начинающий актёр Сергей Шкаликов,

а тётей Тересы, девушки к которой так стремился «Раб»-Арана и которая потом стала возлюбленной Ягуара, стала почти 80-летняя (!) Нина Тер-Осипян, которая тоже входила в число любимых артистов Себастьяна Аларкона.

Ну и сюрприз: в эпизодической роли жены Гамбоа — Екатерина Куравлёва, дочь знаменитого Леонида Куравлёва. Артистическая карьера Екатерины не задалась, она появилась в кино лишь в нескольких совсем маленьких ролях и впоследствии выбрала другую профессию.

Снимали фильм «Ягуар» в Баку, который пейзажами и атмосферой напомнил режиссёру родину.

Военным училищем стало здание городской школы. Любопытно, что в двадцатые годы в нём размещалось Закавказское военное кадетское училище Красной Армии, первое азербайджанское военное училище для подростков. Так что в каком-то смысле история повторилась.

Повторилась история и кое в чём другом. В массовых сценах в «Ягуаре» снимались обычные бакинцы. Под руководством помощников режиссёра горожане выстраивались в шеренги, держали транспаранты, размахивали флагами, кричали антиправительственные лозунги и обвинения против карателей, изображая чилийских демонстрантов.

И вряд ли кто-то из них мог предположить, что нечто подобное станет реальностью в их родном городе уже через несколько лет.

«Ягуар» вышел в начале 1987 года. Зрителей сюжет заинтересовал, фильм по итогам проката оказался в двадцатке лидеров. Одной из сцен, которая поражала аудиторию, стал тот самый танец Сергея Векслера с автоматом, эффектный, но одновременно пугающий.

Эпизод попал в кино случайно, в сценарии такой задумки не было. Молодые актёры позднее рассказали, что как-то в ожидании поездки на съёмочную площадку просто начали танцевать в коридоре гостиницы ради баловства.

Этот танец выглядел сродни языческому действу, пляске юношей накануне инициации, раскованных, переполненных природной первобытной силой. Актёрская импровизация понравилась присутствующему здесь же оператору и он посоветовал режиссёру включить сцену в фильм.

Кстати, музыка в ленте очень своевременная, именно такая звучала отовсюду в восьмидесятые. А одним из композиторов был сам Себастьян Аларкон, он же исполнял народные композиции на гитаре (за кадром).

Оцените статью
Фильм, где показали зловещий брейк-данс с автоматом на фоне казармы
Что не так с фильмом «Сицилианская защита»: нестыковки в сюжете или слабая постановка. Разбираемся