«Жизнь наша стала благополучной, устроенной, богатой впечатлениями, материально разнообразной. Она искушает соблазнами комфорта, зрелищами, парадом мод, чудесами бытовой техники, цивилизацией досуга и потребления…»,
— не кажется ли вам, что эти слова из журнала «Советский экран» вполне применимы к сегодняшнему дню? Между тем, написаны они были без малого сорок лет назад, о начале восьмидесятых.
Правда, и те благополучные времена было чего желать дополнительно, и как раз женщина, которая знает, чего хочет, и знает, как этого добиться, стала героиней фильма патриарха советского кино Юлия Райзмана «Время желаний» (1984).
Сценарий написал Анатолий Гребнев, тоже настоящий мастер, востребованный сценарист, на счету которого к тому моменту было уже два десятка работ в кино.
Райзман взялся за съёмки накануне 80-летия и снял ленту за три месяца. Для режиссёра это была уже 22-ая картина,
и, увы, она же стала последней. Но «Время желаний» стала твёрдой, выразительной точкой в творчестве Райзмана, который с годами не утерял ни цепкости режиссёрского взгляда ни умения проникнуть в душу актёра, ни убеждённости в том, что работу нужно делать максимально честно и ответственно.
Кстати, название фильма худсовет долго не утверждал. Причина была весьма банальной: пару лет назад вышла мелодрама «Предел желаний» (1982), а параллельно с Райзманом режиссёр Игорь Таланкин экранизировал прозу Юрию Нагибина, и его фильм получил название «Время отдыха с субботы до понедельника».
И были опасения, что у зрителей все эти названия перемешаются. К тому же в ленте Таланкина одну из ролей играл Владислав Стржельчик, он же снимался и у Райзмана во «Времени желаний». Но Райзман наотрез отказывался менять название и настоял, чтобы его сохранили.
Битва шла и за главных исполнителей, правда, тут режиссёр боролся уже сам с собой, а не с чиновниками. Юлий Райзман рассказывал, что актёров он находит отбором, изначально не имея в голове кандидатов на роли.
Некоторые режиссёры и сценаристы ещё на этапе написания видят в в образах определённых актёров или даже прописывают образы специально под них, но
Райзман придерживался иного подхода: он искал среди претендентов тех, кто максимально впишется в образ.
Главными героями фильма стали Светлана Васильевна, деловая женщина, перепробовавшая в жизни массу занятий, а сейчас работающая косметологом. У Светланы есть масса полезных связей, для неё не существует проблем, которые нельзя решить. За исключением одной: на подходе к сорокалетию она всё ещё не создала семьи.
Подруги знакомят её то с одним потенциальным женихом (конечно, с положением и перспективами, другой Светлане не подойдёт), то с другим.
В итоге женщина выбирает чиновника министерства Владимира Дмитриевича, вдовца, который заметно старше неё, очень приятного и заботливого человека, хотя и немного безынициативного и неамбициозного. Энергичная Светлана Васильевна по-прежнему решает все вопросы, теперь уже в семье.
Но живёт ли в огромной, прекрасно обустроенной квартире молодожёнов настоящее счастье, — большой вопрос.
На роль Светланы Васильевны попровались Светлана Тома и Алла Демидова, но получила её Вера Алентова. И, бесспорно, тут нельзя не провести параллели с оскароносной картиной Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (1980), где
Алентова тоже сыграла самостоятельную взрослую женщину, собственными руками построившую свою жизнь, но не нашедшую личного счастья. Но Светлана Васильевна — всё же персонаж более многогранный, неоднозначный, некоторые её поступки сомнительны.
И если Катерина Тихомирова — героиня явно положительная, то со Светланой всё гораздо сложнее. Но надо отдать должное Анатолию Гребневу и Юлию Райзману: они не облили Светлану чёрной краской, не сделали её злодейкой, напротив, представили её так, что у зрителей появился серьёзный повод поразмышлять.
Роль Владимира Дмитриевича режиссёр отдал Георгию Жжёнову и начал репетировать. Жжёнов, к слову, обошёл таких конкурентов как Юрий Яковлев, Армен Джигарханян и Владислав Стржельчик, которые тоже пробовались на роль Владимира Дмитриевича.
Но почти сразу Райзману стало очевидно, что Георгий Жжёнов не сможет сыграть мужчину, способного подчиняться женщине.
Мягкотелость и податливость неестественно выглядели в исполнении актёра, из него видимо прорывалась харизматичность и мужественность. Поэтому и пришлось искать альтернативу. Финальный выбор Юлия Райзмана изначально показался многим странным, но оказалось, что это был выбор предельно меткий.
«Анатолий Папанов — актёр настолько популярный и о такой степени известный публике во всех своих коронных ипостасях, что ждать от него каких-то совершенно новых красок, неслыханных ещё интонаций вроде бы и нерасчтёливо — в конце концов самые счастливые возможности таланта беспредельны.
Тем не менее такого Папанова, как в новой картине Ю. Райзмана, зритель ещё не видел. <…> В сочетании с характерной внешность А. Папанова с его узнаваемым бытовым типажом такая сдержанная стеснительная лиричность производит впечатление редкого душевного благородства»,
такую характеристику дал актёру и роли журнал «Советский экран».
Владислав Стржельчик в фильме Райзмана остался. Он сыграл проигравшего претендента на руку и сердце Светланы, композитора-пианиста Николая Николаевича. В других ролях Татьяна Егорова (подруга Светланы), Владимир Антоник (сын Владимира Дмитриевича),
Борис Иванов (давний его товарищ),
Эдуард Изотов (ученик Владимира Дмитриевича, ставший его же начальником).
Премьера фильма состоялась в 1984 году. Юлий Райзман уже отпраздновал 80-летие, но, несмотря на возраст, замышлял новую ленту, но, как говорят, так и не смог найти сценарий, который его заинтересовал бы.
Однако коллеги не оставляли надежды вновь увидеть Райзмана в режиссёрском кресле и вдохновлялись его энергичностью. После «Времени желаний» Анатолий Папанов написал:
«Пример Райзмана даёт новые силы. Когда стукнуло 60, я сказал себе: всё, ты своё отыграл. А теперь каждый день вижу: Юлий Яковлевич — с таким зарядом! Ну, думаю, Заяц, погоди — ещё побегаем!».
Когда очень давно, в молодые годы, я, посмотрев «Время желаний», буквально возненавидела Светлану Васильевну (а заодно и Веру Алентову немного). Но сейчас, пересмотрев фильм уже сильно взрослым человеком, увидела её совсем с иной стороны. И определённо это не отрицательная героиня. А что вы думаете?