И, как говорил позднее сам Михаил, если раньше он не задумывался об артистической карьере, то после роли Пети Копейкина, восьмиклассника и поэта, он чётко определился с профессией.
Режиссёром фильма, на первый взгляд, детского, но в реальности затрагивающего и не очень детские вопросы, стала Ина Туманян.
К режиссуре Туманян шла долго, первый самостоятельный фильм создала, уже приближаясь к 40 годам.
Да и в целом её фильмография небогата: в активе Туманян всего пять лент, но во всех чувствуется особый авторский почерк. В фокусе внимания Ины Туманян не события, а люди с их сложным и не всегда поддающимся пониманию внутренним миром.
Известность к режиссёру пришла после третьей работы, это и был фильм «Когда я стану великаном». Он же остался и её визитной карточкой.
Сценарий Туманян написала сама в тандеме с актёром и начинающим сценаристом Александром Кузнецовым,
снявшимся в её дебютной игровой картине «Пятнадцатая весна» (1972).
В роли главного героя, восьмиклассника Пети Копейкина, школьного хулигана (совсем, кстати, беззлобного) и балагура, за внешней разухабистостью которого скрываются проблемы взросления, Ина Туманян видела юного Мишу Ефремова, которому симпатизировала после его появления в «Днях хирурга Мишкина».
Но родители подростка категорически отказывались отпускать сына на съёмки в Крым.
К тому же юный непоседа умудрился сломать ногу и ещё не вполне восстановился после травмы. Режиссёр всё же проявила настойчивость и уговорила Олега Ефремова и Аллу Покровскую, так что Мишу на роль утвердили.
Мало того, Олег Ефремов тоже поехал с группой в Севастополь, где создали основную часть, и снялся в небольшой роли представителя гороно.
А ещё
из-за больной ноги Михаила в сценарий вписали эпизод с починкой ботинка, из которого торчит гвоздь. В сцене видно, что мальчик прихрамывает (это были последствия перелома), но хромоту удачно обыграли сюжетно.
По сюжету Петя Копейкин хоть и выглядит оболтусом, на самом деле образованный и остроумный парень, живёт самостоятельной жизнью (мама и бабушка постоянно работают), увлекается литературой и сам пишет стихи.
А ещё у него есть тайна: он давно влюблён в одноклассницу и соседку Машу Горошкину.
Но статная высокая Маша неожиданно влюбляется в новичка-девятиклассника, красавца-баскетболиста, и просит Петю помочь в решении личных проблем.
Петя благородно жертвует собственными чувствами ради счастья возлюбленной. Правда, в итоге ситуация разворачивается в непредсказуемую сторону.
Роль Горошкиной Ина Туманян отдала Наташе Саземан. Чуть раньше Наташа сыграла главную роль в фильме «Всё дело в брате» (1976), там-то Ина её и приметила.
Наталия же, хоть и стала вновь главной героиней, в будущем себя в кино не видела. Снявшись в «Когда я стану великаном», она с кино порвала и выбрала профессию медика.
Наташа Саземан и Миша Ефремов играли одноклассников, в реальности Наталия на год старше. К тому же она была сильно выше партнёра и выглядела как оформившаяся девушка.
Михаил же смотрелся едва ли не мальчишкой (у него тут даже голос ещё детский, несломавшийся!) и смотрелся скорей младшим братом Горошкиной, но не однолеткой (да и вообще смотрелся очень юным на фоне своих экранных одноклассников).
Любопытно, что Петя Копейкин увлекается карате. Отчасти потому, что хочет компенсировать умением сражаться свою низкорослость.
Героя даже появляется в кадре в кимоно и делает разминку на балконе, хотя, по словам Михаила Ефремова, сцен с карате было снято намного больше но их пришлось на монтаже вырезать, потому что карате тогда стали запрещать.
Роль Николая Кристаллова, того самого спортивного новичка, в которого влюбилась Горошкина, отдали 16-летнему Алексею Дмитриеву.
Он тоже уже мелькнул на экране в эпизоде, но Ина Туманян доверила парню главную роль. В финале, когда Горошкина празднует день рождения, Николай довольно профессионально танцует.
В этой сцене Алексей продемонстрировал собственный талант: он много лет занимался бальными танцами и позже предпочёл не кино, а именно танцы.
Ещё одна яркая роль, школьной знаменитости Феди Ласточкина, досталась 17-летнему Андрею Васильеву, самому старшему из юных актёров ленты. Для Андрея это был дебют, и получился он удачным.
Тем не менее, с кино он распрощался и стал журналистом, хотя в новом веке и несколько раз появлялся на экране. Несмотря на то, что
Андрей Васильев и Михаил Ефремов сыграли антагонистов, в жизни они подружились и сохранили тёплые отношения на годы.
Конечно, были в картине и взрослые исполнители.
Тут состоялся дебют студентки ГИТИСа Марины Шиманской, активистку из родительского комитета блестяще изобразила Инна Ульянова, роль учительницы английского, заражающей вдохновением окружающих, сыграла Лия Ахеджакова, а её непутёвого зятя, таксиста-пьянчужку, — Владимир Качан, продемонстрировавший заодно и певческий дар.
Фильм «Когда я стану великаном» вышел в преддверии нового учебного года, в августе 1979.
Встретили его хорошо, причём и обычные зрители, и киноведы сошлись во мнении, что Михаил Ефремов сыграл безупречно и тут же предрекли ему большое будущее в кино.
Сам Михаил и спустя годы с благодарностью и доброжелательностью отзывается об этих съёмках и говорит, что роль Копейкина — его лучшая роль.
Вы с ним согласны?