Социальная драма из жизни советского села с длинным называнием «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» должна была появиться на экранах кинотеатров осенью 1967 года.
Но далёкая от политики и идеологии история о сельских жителях отправилась пылиться «на полку» на долгих 20 лет. И если бы не «перестройка и гласность», то, возможно, об этой картине зрители никогда бы не узнали.
Художественный фильм стала экспериментом молодого режиссёра Андрея Кончаловского. В этой киноистории хромая сельская девушка Ася Клячина, влюблённая в непутёвого шофера Степана, демонстрирует зрителям полный спектр чувств и переживаний, в том числе и с неприглядной стороны. И в то же время любая история о любви не может быть не возвышенной.
Чтобы приблизить сюжет к реальности, Кончаловский снял фильм в полудокументальном формате. В картине лишь несколько профессиональных актёров, а все остальные исполнители — это реальные жители того села, в котором и разыгрывалась история.
Режиссёр очень органично вписал в свой фильм кадры документальной хроники, и часто было трудно определить, когда идут кадры игрового кино, а когда документального.
Роли сельчан Аси Клячиной играли настоящие сельские жители, которые ранее никогда не соприкасались с кинопроизводством. И даже татуировки с изображением Ленина и Сталина на груди электрика Егорыча были подлинными.
Первоначально автор сценария предлагал пригласить на главные роли Нонну Мордюкову и Николая Рыбникова. И, возможно, с маститыми исполнителями история засияла бы новыми красками. Но Кончаловский понимал, что, увидев такие узнаваемые лица, зрители сразу потеряют привкус документальности. А ему это очень не хотелось.
Поэтому Ия Саввина и Александр Сурин, с его точки зрения, идеально подошли для своих персонажей.
В работе над картиной Кончаловский впервые для игрового кино использовал способ скрытной съёмки. Он понимал, что жители села будут стараться играть «как артисты», и это неизбежно приведёт к фальши в кадре. Поэтому он пошёл на хитрость.
На репетиции он просил всех сыграть тот или иной эпизод перед основной камерой, которая была выключена. Но оператор с другой камеры незаметно для всех всё снимал.
Понимая, что камера выключена, участники съёмок расслаблялись, и у них получалось намного лучше сыграть, чем после команды «Мотор!», когда они цепенели и ужасно фальшивили.
Иногда скрытую съёмку вели во время бесед с местными жителями, которые рассказывали о своей жизни. Поэтому фильм наполнен не только сюжетными событиями, но и непредусмотренными сценарием реальными воспоминаниями сельчан о войне, о жизни и т.д.
Главной целью своей картины Кончаловский считал изображение жизни далёкого русского села в своём настоящем виде. Без глянцевых картинок, но и без излишней чернухи.
*
*
После первой демонстрации картины Кончаловский столкнулся с противоречивыми реакциями. Иннокентий Смоктуновский, покорённый фильмом, прилюдно встал на колени перед режиссёром и склонил голову. У писателя Виктора Шкловского случился сердечный приступ. Он также был восхищён этой работой. И только руководители киностудии ругали картину.
Их удивляло, почему все герои в кадре такие уроды? Неужели режиссёр не смог найти красивых артистов? Зачем показывать деревенскую нищету, если кино должно всех звать в светлое будущее?
Это были вопросы, на которые Кончаловский даже не пытался отвечать. Это было бесполезно. Фильм в итоге пустили в ограниченный прокат под названием «Асино счастье». Но это была сильно укороченная версия, из которой были вырезаны все сцены, которые не понравились цензуре.
Кончаловский был против проката такой обрезанной версии. Но его даже не стали спрашивать. Мол, снимали кино на государственные деньги.
И лишь в 1987 году зрители увидели этот фильм в первоначальном режиссёрском варианте. Правда, уже наступили другие времена, когда в почёте у зрителей были голливудские блокбастеры и милицейские детективы. Поэтому премьера прошла почти незаметно.
Кстати, Андрей Кончаловский в 2014 году повторил свой эксперимент полувековой давности. Примерно таким же методом он снял фильм «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына». Это метод игрового кино, построенного на документальных кадрах.
Картина завоевала призы на кинофестивалях и даже в Венеции взяла «Серебряного льва». Но, по мнению многих критиков и зрителей (с которыми я полностью согласен!), тот первый фильм про Асю Клячину был глубже и интереснее.