Герои фильма должны победить колоссальный пожар, но сохранить жизни людей, случайно оказавшихся запертыми в трюме.
Сценаристом и режиссёром «Тревожного воскресенья» стал Рудольф Фрунтов.
В 1981 году он выпустил замечательный детектив с исторической интригой, который и сегодня нередко вспоминают, — «Ларец Марии Медичи», и быстро принялся за следующие съёмки.
Сценарии для собственных картин Фрунтов писал нередко, начался этот опыт ещё с дипломной короткометражки.
Но если для создания сценарий детектива «Ларец Марии Медичи» Рудольф Фрунтов использовал литературное произведение и даже привлёк к сотрудничеству автора книги, то на этот раз
в основу сценария легла реальная драматическая история, произошедшая в 1962 году.
Тогда в порту Новороссийска загорелся танкер с нефтью, возникла серьёзная угроза взрыва, но пожарные всё же сумели спасти и порт, и город.
Уникальность операцию по тушению была в том, что танкер тушили прямо в порту. Согласно прежней практике загоревшиеся суда выводили в море, где огонь их уничтожал.
Соавторами Фрунтова стали журналист Борис Медовой и начинающий сценарист Анатолий Левитов.
Создавая сценарий, Рудольф Фрунтов уже видел в героях определённых актёров. Надо сказать, что
Фрунтов был из тех режиссёров, которые предпочитают сложившиеся коллективы и выбирают тех исполнителей, которых уже хорошо знают.
Так, роль подполковника Игоря Чагина, возглавившегося операцию по тушению танкера, писали под Эммануила Виторгана, снимавшегося в двух предыдущих лентах режиссёра.
Сам актёр рассказывал, что ему хотелось сыграть положительную роль у Фрунтова (обе предшествующих были отрицательными), и наконец он такую возможность получил.
Вообще же в «Тревожное воскресенье» перешла едва ли не половина актёрского ансамбля «Ларца Марии Медичи»: Клара Лучко, Сергей Мартынов, Рубен Симонов, Всеволод Сафонов, Виктор Зозулин.
К ним добавились Татьяна Ташкова и Татьяна Божок, Александр Январёв и Александр Белявский, Сергей Балабанов и Виктор Косых.
Итак, о чём фильм. Летнее воскресное утро в приморском городе не предвещает неприятностей, люди заняты обычными бытовыми делами.
Но кто-то и работает, несмотря на выходной: несколько советских судоремонтников приходят на иностранный танкер Gent, стоящий в порту, чтобы помочь с ремонтом. Пока специалисты спускаются вниз,
на палубе из-за случайной искры начинается пожар, разрастающийся с каждой минутой.
По согласованию с капитаном танкера, уверяющим, что все моряки судно покинули, пожарная охрана принимает решение вывести горящий корабль из порта. Но
советские рабочие и и их проводник, француз Поль, остаются в трюме и не могут выйти из-за огня.
К счастью, они находят способ дать о себе знать.
Но теперь ситуацию нельзя пускать на самотёк и дать танкеру сгореть, нужно спасать людей. В море его потушить не получится, поэтому приходит новое, но очень опасное решение:
вернуть горящий корабль в порт и тушить его с берега. Малейший просчёт может обернуться катастрофой: в порту стоят другие корабли, кроме того, танкер может взорваться и разнести припортовые районы.
Параллельно со спасательной операцией начинается эвакуация детских садов и лагерей.
Пока пожарные пытаются решить проблему, выясняется, что из-за вытекшей из танков нефти танкер наклонился, так что теперь замурованным судоремонтникам угрожает не только огонь, но и затопление.
«Тревожное воскресенье» построен по всем канонам жанра: как только начинает казаться, что победа близка, появляется новое препятствие.
Здесь есть настоящие герои, которые молча делают свою работу, паникёр, вносящий элемент раздора в компанию судоремонтников, любящие женщины, переживающие за своих мужчин.
Особое восхищение вызывает героиня Клары Лучко, председатель горисполкома Анна Головина, которую вызвали в порт прямо с торжественного обеда с французской делегацией.
Головина обнаруживает в списке судоремонтников имя своего 16-летнего сына, проходящего практику. Но никак не выдает тревоги, а ответственно и без истерик организует эвакуацию, зная, что сыну угрожает гибель.
Снимали «Тревожное воскресенье» в порту Новороссийска, а роль танкера Gent сыграл корабль «Свердловск». Для части сцен использовали макет, собранный конструкторами и декораторами.
В массовых сценах снялись члены экипажа «Свердловска», сотрудники новороссийского порта и пожарные Краснодарского края.
Для актёров съёмки были непростыми:
в полной амуниции им приходилось дубль за дублем сниматься в жару, да ещё и рядом с открытым огнём.
Однако результат того стоил: фильм получился динамичным, увлекательным, всё время держащим в напряжении.