В 2002 году режиссер Иван Дыховичный выпустил свой самый известный фильм «нулевых» по сценарию писателя Владимира Сорокина под названием «Копейка».
Есть тут и Высоцкий, друг режиссера, который единственный раз показан без штанов, есть Шнуров, который тогда только набирал популярность, есть стремление общества, погрязшего в бездуховности и безыдейности, жить по-другому, вот только не могли советские люди по-другому.
А как могли – свою версию об этом выдвинули авторы.
«Копейка» — легендарный советский автомобиль. Первый, народный. У «главной героини фильма» меняются хозяева, она ломается, ее чинят, и она вновь на ходу. Советская эпоха дряхлеет вместе с этой машиной, в обществе каждый по своему сходит с ума, потом – бешеные 90-е, и конец – нож в спину за неправильную парковку.
Все меняется вокруг «копейки», а она и ее хозяин – рукастый и бедный работяга, остаются в центре событий. Именно на таких работягах, которые чинят то самое советское наследство, тогда держалась страна.
Фильм наполнен метаморфозами, иносказанием, в нем есть смысл. Вот Высоцкий, легенда, а показан таким же простым советским человеком, который может просто между делом переспать с чужой женой.
Что отталкивает в фильме, как, пожалуй, отталкивает многих и в книгах Владимира Сорокина, это излишняя грубость, прямолинейность. Здесь показаны и сексуальные утехи, но показаны они безвкусно. Все это на фоне наводнивших страну джинсов, и другого ширпотреба, от которого в 80-е сходили с ума.
А еще жизни персонажей наполнены нелепостями, где-то смешными, где-то трагичными, которые сплетаются в одно большое кольцо вокруг «копейки».
Конечно, фильм интересен, вызывает эмоции, но это не комедия, потому что улыбки он не вызывает. Авторы не стремятся развеселить зрителя, они пытаются дать свой ответ на вопрос – почему распалась империя.
И ответ они ищут в бытовой повседневности советского общества, которая довольно неприглядна. Потому что люди давно поняли, что с коммунизмом их обманули, и жили, как получалось.
Песни Шнурова, кстати, как и он сам, в фильме представлены очень органично. Музыкант сам, как будто, часть того времени. Роли тут у актеров яркие, запоминающиеся. Отдельный плюс фильма – роль Сергея Мазаева — он тот самый механик, который чинит «копейку».
В целом, стоит отдельно отметить и замечательный актерский ансамбль. Помимо упомянутых звезд, здесь играют Андрей Краско, Юрий Цурило, Роман Мадянов, Александра Куликова, Алена Бабенко, Евгений Дятлов, Федор Добронравов, Игорь Арташонов и сам Владимир Сорокин.