Фильм, который авторы посвятили XXVII съезду КПСС

Производственная драма «С юбилеем подождём» (1986) стала в каком-то смысле бенефисом Кирилла Лаврова.

Актёр сыграл здесь энергичного, умного, но слегка забронзовевшего председателя колхоза (справедивости ради надо отметить, что ошибки свои герой всё же осознал). И, как водится, решительный, деловитый, настойчивый на работе мужчина не может решить личный вопрос, терзая невольно любимую. Впрочем,

главная цель картины — показать управленца нового типа, который пришёл к успеху традиционными методами, но сейчас, в пору наступающей перестройки, готов принять и инновации.

Авторами сценария стали писатель Евгений Будинас, много писавший и сельской жизни, и драматург Анатолий Кудрявцев.

И если Будинас попробовал себя в качестве сценариста впервые, то Кудрявцев такой опыт уже имел, а недавно по его сценарию вышла добрая мелодрама о бывшем фронтовике-сельчанине, которого не воспринимали всерьёз «Зачем человеку крылья» (1985).

Ставить драму поручили Борису Горошко, режиссёру киностудии «Беларусьфильм». Он в главной роли видел только одного исполнителя — Кирилла Лаврова, ленинградскую и всесоюзную знаменитость, на счету которого были уже десятки знаковых для отечественного кино фильмов.

Кирилл Лавров приглашение принял, по его словам, с большим удовольствием и охотно приехал в Белоруссию, где проходили съёмки. Виктора Никитича Ткачука, своего героя, в журнале «Советский экран» он охарактеризовал так:

«Мой герой — человек, с честью прошедший через все испытания, которые выпали после войны на долю руководителей колхозов. Он, возглавляя отстающее хозяйство, со временем вывел его в миллионеры. Чуть ли не каждый день в колхоз приезжают делегации, нет отбоя от журналистов. Вот и не устоят мой Ткачук перед “медными трубами”».

Добавлю, что по сюжету в колхоз приехал ещё и скульптор, который должен лепить скульптуры и бюсты с лучших колхозников и колхозниц (!). И вот-вот с концертом прибудет ВИА «Песняры», на которых колхоз три года стоял в очереди.

Ну а собственно сюжет посвящён будням Ткачука и его подчинённых. В колхозе затеяна небывалая стройка — создаётся санаторий. Это требует и времени, и усилий, и денег, и, конечно, участия людей. Однако у районного руководство есть свои задачи (строится завод по производству кормов), и их тоже необходимо выполнять.

 Ткачуку не терпится совершить очередную победу, но руководство района оттягивает ресурсы. Небольшое сюжетное ответвление полунамёками рассказывает о том, чем живёт Ткачук вне работы. Он одинок, его взрослый сын, молодой моряк, бывает дома крайне редко.

И найти столь редкий покой неугомонный председатель может лишь рядом с красавицей Ингой, не менее деятельной заведующей местным ДК.

Похоже, их связывают давние отношения, но на большее Ткачук пока решится не может,

хотя ближе к финалу он всё-таки принимает решение и в этой части тоже. В роли Инги — Любовь Виролайнен.

Производственную картину о колхозной жизни слегка разбавили юмором. Местного балагура, колхозника Григория по прозвищу Философ замечательно сыграл Борис Новиков.

Его комично-умилительное восхищение пышными формами супруги и занятные мысли, например, «от нервов в крови ацидофилин образуется», фильм украсили и деликатно снизили накал пафоса.

В роли городского скульптора, опрометчиво положившего глаз на Ингу, — Игорь Васильев,

секретаря райкома сыграл Леонид Неведомский, бойкого строителя Ивана Булыгу — Владимир Носик.

В других ролях Владимир Талашко, Евгений Шутов, Александр Денисов.

Основная часть фильма была снята в Гродненской области. Съёмочная группа базировалась в селе Вертелишки.

Находящийся тут колхоз вполне мог бы послужить прообразом киношного колхоза «Новый быт» — он был таким же преуспевающим, образцовым и популярным среди журналистов и телевизионщиков. Некоторые сцены снимались в деревнях и сёлах поблизости, а роль колхозного ДК сыграл Гродненский областной театр.

Интересно, что по задумке режиссёра и художника актёры появлялись в кадре с минимальным гримом. Это помогало им выглядеть естественно и органично на фоне десятков обычных сельчан, которые охотно принимали участие в массовых сценах.

Лента «С юбилеем подождём» вышла посреди лета 1986 года, спустя два года её показали на тв. К сожалению, время было уже иное, проблемы колхозов ушли на второй план, наша страна вступала в новую эпоху, так что фильм особо успеха, да и известности не имел.

Критики были сдержаны, они невысоко оценили сюжет и режиссёрскую работу. А вот исполнитель главной роли Кирилл Лавров, несмотря ни на что, этой ролью гордился и даже на обложке номера «Советского экрана», представлявшего картину, появился как Виктор Никитич Ткачук, а не как именитый актёр.

Ну и, собственно, это повод фильм посмотреть, ведь Кирилл Лавров всегда безупречен, будь он хоть безвестный корреспондент, хоть беглый зэк-рецидивист, хоть усталый прокуратор Иудеи.

Оцените статью
Фильм, который авторы посвятили XXVII съезду КПСС
Почему же комедия «Особенности национальной рыбалки» повторила успех «Охоты»