Фильм, который дважды мог стать трагедией, но завершился хеппи-эндом

Картина «Ночные шёпоты» Литовской киностудии (1986) — из числа мало кому известных раритетов, хотя главную роль в ней сыграл Игорь Костолевский, тогда знаменитый на всю страну актёр.

Создатели претендовали на создание сложной психологической драмы с элементами триллера, и отчасти им это удалось.

Однако этот жанр трудно назвать массовым, так что «Ночные шёпоты» в принципе не могли стать хитом. Тем не менее лента довольно любопытная, хотя ценителям динамичных фильмов она может показаться скучноватой и затянутой.

Сценарий о двух молодожёнах Инге и Александрасе, играющих свадьбу 30 декабря и в это же день получающих известие, что только завтра они могут приобрести желанный автомобиль, написал сценарист и режиссёр Исаак Фридберг.

Фридберг начинал карьеру именно как сценарист, но потом начал пробовать себя и в режиссуре. Любопытно, что

Высшие режиссёрские курсы Фридберг оканчивал как режиссёр фильмов комедийных, а его педагогом был Эльдар Рязанов, но в фильмографии его комедий так и не появилось.

Исаак Фридберг всю жизнь тяготел к драмам, исследовал психологию людей, изучал их поступки и именно об этом рассказывал с экрана.

Таким же психологическим исследованием стали «Ночные шёпоты», где довольно много рассуждений о жизни. По сюжету, новобрачные отправляются за машиной и первую брачную ночь проводят в поезде.

Получив вожделенные «Жигули» модели 21013 они отправляются обратно, но из-за дорожного происшествия вторую ночь проводят в КПЗ, где в компании охранника грустно отмечают Новый год, потом

замерзают в заглохшем авто, но их, едва живых, всё же находят. Счастливые и отогретые Инга и Александрас продолжают дорогу и за 100 км от Вильнюса из-за грузовика, который занесло на трассе, попадают в катастрофическое ДТП: новенькие «Жигули» сваливаются с обрыва, несколько раз перевернувшись.

Почти сразу же Исаак Фридберг в роли практичного и циничного красавца Александраса увидел Игоря Костолевского.

А вот его партнёршей стала начинающая литовская актриса, которая уже через несколько лет тоже станет известной.

Это была выпускница Литовской консерватории Ингеборга Дапкунайте, в активе которой уже было несколько малозаметных киноработ.

Но из-за выраженного акцента озвучить роль Ингеборга не смогла, за неё это сделала Анна Каменкова, так что в этом фильме голоса Дапкунайте не слышно.

Практически весь фильм на экране присутствуют лишь эти два персонажа — Инга и Александрас.

Третью роль, хоть и второстепенную, которого Инга и Александрас сыграл Александр Пашутин, он стал милиционером, который и поместил молодожёнов в камеру, решив, что их автомобиль украден.

Отдельно отмечу ещё пару моментов. Оператором на съёмках был опытнейший мастер Владимир Нахабцев, и это пошло фильму на пользу.

Картинка действительно выразительна, особенно когда Инга и Александрас замерзают в автомобиле:

кажется, что мороз буквально расползается с экрана и замораживает всё вокруг.

А музыку для фильма написал Михаил Муромов, который вот-вот станет всесоюзной эстрадной звездой.

Вышла лента «Ночные шёпоты» летом 1986 года и прошла незаметно для зрителей. Критики тоже отнеслись к детищу Исаака Фридберга без восторга, а журналист Борис Берман в критической статье в журнале «Искусство кино» написал, что

сам запуск сценария в производство был ошибкой, хотя и отметил, что драматургических ходов в нём «с лихвой хватило бы на несколько картин».

Оцените статью
Фильм, который дважды мог стать трагедией, но завершился хеппи-эндом
Весёлый анекдот про даму и бармена, плюс еще немного отличного юмора