По крайней мере, сам режиссёр спустя годы охарактеризовал свою работу именно так. Впрочем, удивляться тут, наверное, нечему:
Никита Михалков тогда был всего лишь четверокурсником ВГИКа, пусть и с известной фамилией и уже с багажом громких ролей в кино, и только пробовал себя в качестве режиссёра.
Довольно долго эта студенческая короткометражка 1967 года считалась утерянной, обнаружилась она только в начале нового века и сейчас её можно посмотреть. Называется лента смело — «И эти губы, и глаза зелёные…», да и в целом снята в раскованной манере, что удивительно для тех времён, но очень красиво.
Сценарий студент Никита Михалков написал самостоятельно, позаимствовав сюжет у американского писателя Д. Сэлинджера. Его повесть «И эти губы, и глаза зелёные…» вышла в 1951 году, и тогда же писатель создал, пожалуй, главное своё произведение, которое его и прославило во всём мире, — роман «Над пропастью во ржи».
Роман затмил прочие произведения Сэлинджера, хотя его повести и рассказы были не менее интригующими и философскими. Одну из таких повестей и перенёс на кран Никита Михалков.
Сюжет до крайности прост. Посреди ночи не слишком удачливый адвокат Артур звонит своего другу Ли и жалуется, что его жена Джоан пропала. Ли успокаивает Артура, говоря, что Джоан наверняка уехала с друзьями, ведь она любит вечеринки и веселье.
Артур это знает, по его словам, «её интересует бомонд, это сборище болванов в чёрных смокингах» (как современно, не правда ли?). Разговор затягивается, Артур вспоминает, что когда-то они с Джоан были счастливы, жалуется на Джоан, вываливая на Ли не самые лицеприятные подробности о жене и совместной жизни.
В итоге Ли удаётся как-то успокоить друга, и очень скоро Артур перезванивает с радостной новостью — Джоан наконец-то вернулась домой. Но Ли не в восторге:
всё это время Джоан была рядом с ним в его постели и всё ещё там.
Роль Джоан, которая в кадре почти всегда молчит и произносит всего лишь несколько слов, сыграла Маргарита Терехова. Для Маргариты Тереховой это была всего третья роль, но зрители её уже заметили. Дебют актрисы состоялся в 1966 году в драме «Здравствуй, это я!» (не самая известная картина, но великолепная.
Там прекрасно всё и все, и я очень рекомендую этот фильм посмотреть), и уже тогда стало очевидно, что в кино появилась актриса необычная, чувственная, но одновременно сдержанная, которая без слов может сказать куда больше, чем словами.
Собственно, этот дар Маргарите Тереховой и понадобился в короткометражке «И эти губы, и глаза зелёные…», где ей принадлежит треть фильма, но реплик почти нет.
Роль Ли сыграл только что окончивший Щукинское училище Александр Пороховщиков. Из всех троих участников ленты он был единственным исполнителем, появившемся на экране впервые. Но роль, надо сказать, ему очень подошла, актёр тут смотрится органично. Особенно в паре с Маргаритой Тереховой.
Интересный факт: в рассказе имя героя не называется, он фигурирует как Седовласый. Александр Пороховщиков в кадре отнюдь не седовласый, а со вполне заметной тёмной шевелюрой.
Ну а в образе говорливого Артура предстал Лев Дуров. Роль он поначалу играть не хотел, считая, что американец из него никакой. Но после уговоров Никиты Михалкова всё же согласился и, как оказалось, ему под силу создать и такой образ: это не пафосный бизнесмен, преуспевающий во всех областях, а невезучий бедолага, у которого крах и в работе, в семейной жизни.
Основная часть короткометражки снята в павильоне, а чтобы снять небольшой эпизод, когда Артур вспоминает былые счастливые времена с Джоан и их прогулку в парке, Никита Михалков прибегнул к «блату» в лице брата Андрея Кончаловского.
Тот тогда работал над экранизацией романа Ивана Сергеевича Тургенева «Дворянское гнездо» (1969), выбрав в качестве съёмочной площадки усадьбу Марфино в Подмосковье. Там-то Никита Михалков и снял эпизод, воспользовавшись помощью съёмочной группы Андрея Кончаловского.
Ещё один интересный факт: в рассказе такого эпизода нет, но фильм он определённо украшает. Ещё более любопытно, что Артур читает Джоан стихи и это, представьте себе, начало пушкинского «Медного всадника» (это тоже придумка режиссёра).
Много позже Никита Михалков с лёгким скепсисом говорил о этой работе и отметил, что тогда ещё не считал себя вправе снимать кино. А вот коллеги, напротив, придерживались мнения, что фильм снят безупречно и его вполне можно причислять к лучшим работам режиссёра.
Хотя тут третий интересный факт: в титрах в названии почему-то отсутствует запятая.
В заключение скажу, что «И эти губы, и глаза зелёные…» и в самом деле фильм как минимум небанальный. Тем более если знать, что снял его 22-летний режиссёр. Посмотрите и решите, действительно ли молодой Михалков снимал лучше, чем зрелый, как полагают некоторые киноведы.
От себя скажу, что если сравнивать «И эти губы, и глаза зелёные…» и работы Никиты Михалкова нового века, то, пожалуй, да, студенческая короткометражка ярче и даже, не побоюсь сказать, талантливее.
А какой ваш любимый фильм Никиты Михалкова?