Фильм, который задумывали одним, а получили совсем другим

Аннотация к фильму «Утро вечера мудренее» (1982) гласила:

«Лента представляет собой коллективный портрет рабочих механического цеха одного большого завода».

На самом же деле в центре сюжета лирическая история одного из рабочих. Конечно, его коллеги-заводчане и отец-именитый рабочий тоже в кадре появляются, но это скорей фон и декорация, да и сами рабочие очень однотипны, за исключением, пожалуй, отщепенца-пьяницы Калиты. А вот что действительно привлекает внимание к картине, так это исполнители главных ролей — молодые актёры Марина Шиманская и Сергей Иванов.

История фильма началась с заказа Киевской киностудии истории о рабочих. Производственные ленты — довольно популярный для семидесятых-восьмидесятых жанр, но, с сожалению, многие из таких картин получилась слишком уж прямолинейными и плоскими, а потому проходными и быстро забывающимися. Справедливости ради надо сказать, что выходили и производственные драмы по-настоящему интересные и захватывающие, взять хотя бы ту же «Премию» (1974). Но в целом жанр был не особо привлекательным, режиссёры и киностудии воспринимали его в большей степени как обязаловку. Но режиссёр киностудии Довженко Александр Муратов привлёк к работе над будущей картиной своего давнего знакомого — писателя Георгия Шевченко, который сам в молодые годы трудился на заводе. Вместе они написали сценарий, где рассказали о поколенческом конфликте: взрослый, опытный уважаемый начальник цеха по состоянию здоровья временно оставляет пост, а заменяет его молодой специалист. В него не особо верят, но когда прежний начальник возвращается к работе, оказывается, что его молодой коллега не только не угробил цех, но и повысил производительность.

Поняв, что его времена уходят, старый начальник передает управление ему.

В целом сценарий был одобрен, но через некоторое время пришло указание из Москвы — сценарий переделать. Чиновники увидели в нём

неприличный намёк на то, что проходит пора генсека Брежнева и что ему стоит уступить пост кому-то более молодому.

Разумеется, такие идеи в массы идти не могли. Сценарий был переделан, на первый план вышел молодой талантливый рабочий Юра Доценко, весёлый и беззаботный парень, который влюбился в случайную знакомую — медсестру Сусанну.

Сусанна отвечает ему взаимностью, но вот её сестра Ирма девушку осуждает. Дело в том, что Юра — не обеспеченный мужчина, как муж Ирмы, а обычный человек. И вовсе не такой муж нужен Сусанне. Параллельно проходит рабочая линия Юры, его отца, тоже рабочего (это в него трансформировался главный герой из первого варианта), бригады и одного из её членов — Петра Калиты, пьянствующего, в том числе и на работе и изводящего жену. Как-то Пётр испортил редуктор, и Юра остался его чинить, поэтому не успел на долгожданное знакомство с семьёй Сусанны. И теперь Сусанна склонна верить Ирме — не такой ей нужен парень. Хотя она по-прежнему влюблена, и от этого вдвойне тяжелее.

Роль Тараса Тимофеевича Доценко, отца Юры, мастера,, получил Дмитрий Франько, популярный на Украине театральный и киноактёр. «Утро вечера мудренее» стало одной из последний его встреч со зрителями через год после премьеры фильма Дмитрий Франько ушёл из жизни.

На роль его сына Юры, главного героя сюжета, утвердили Сергея Иванова, любимца всей страны. У 30-летнего Иванова была уже внушительная фильмография, включая роль, сделавшую его популярным — молодого лётчика Александрова по прозвищу Кузнечик из военной драмы «В бой идут одни “старики”» (1974).

Кузнечик стал одновременно счастьем и проклятьем для Сергея Иванова — после выхода фильма Леонида Быкова его видела лишь в однотипных образах и предлагали похожие роли.

Он же, Кузнечик, так и остался визитной карточкой Сергея Иванова, хотя он всячески старался от этого персонажа отойти. Но, увы, такого уровня работ у актёра больше не случилось, исключением стал, пожалуй, нелепый и обаятельный Лариосик в «Днях Турбиных» (1976) Владимира Басова.

Надо сказать, что в основном в ленте заняты украинские актёры, поэтому исполнительнице роли Сусанны пришлось адаптироваться к местным привычкам. А это была молодая московская актриса Марина Шиманская, лишь недавно окончившая ГИТИС. Но у неё тоже уже случилась первая звёздная роль — прелестницы Катрин в приключенческой исторической ленте «Эскадрон гусар летучих» (1981). Ещё не попав к Александру Муратова в «Утро вечера мудренее», Марина Шиманская начала сниматься в комедии «Берегите женщин» (1981), которая станет её новой карьерной победой. По-моему, даже стрижка у неё осталась в «Утро вечера мудренее» та же.

Отдельно надо отметить, что довольно интересную музыку для ленты написал Виктор Векштейн, руководитель ВИА «Поющие сердца», и ансамбль её и записал. А вот солистке ВИА и супруге Виктора Векштейна Антонине Жмаковой в фильме досталась полноценная роль — она сыграла прагматичную и язвительную сестру Сусанны Ирму.

В других ролях Ярослав Гаврилюк и Людмила Чиншевая (пьянчужка Калита и его несчастная жена), Галина ЖироваВалентина Ивашёва, Владимир Пожидаев, Михаил Игнатов. А в роли хулигана, затеявшего драку с Юрой, — актёр и один из лучших каскадёров советского и российского кино Олег Корытин.

В прокат «Утро вечера мудренее» вышел весной 1982 года. Большого внимания он не привлёк, прокат был более чем средним. Не исключаю, что часть зрителей оттолкнуло описание, где

акцент сделан именно на производственную линию (хотя она тут, повторюсь, вторична),

не помогли картине даже имена молодых знаменитостей на афише. Со временем «Утро вечера мудренее» вообще забылся, но сейчас его легко можно найти в интернете. Посмотрев «Утро вечера мудренее», могу в очередной раз сказать что не так всё плохо, как может показаться.

Фильм не претендует на звание нетленки, но занятен. Во многом — благодаря Сергею Иванову, обаянию которого сложно не поддаться.

А вы знаете об этом фильме? Какие роли Сергея Иванова вы помните?

Оцените статью
Фильм, который задумывали одним, а получили совсем другим
Как снимали «Афоню», почему Данелия поменял концовку фильма, и кто из актеров жив до сих пор