Фильм «Ларец Марии Медичи»: советский детектив, опередивший Дэна Брауна

Кино-детектив 1980г. «Ларец Марии Медичи» смотрится до сих пор с интересом. И не удивительно, ведь в основе его – добротный литературный материал. Фильм создан по одноимённому роману Еремея Парнова. Кстати, этот писатель даже принимал участие в написании сценария фильма.

В центре сюжета кинодетектива «Ларец Марии Медичи» – легенда о сокровищах средневекового ордена альбигойцев, гонимого католической церковью. Тема, довольно популярная в последнее время: пример – нашумевший роман 2003г. Дэна Брауна «Код да Винчи».

А вот в начале 80-х – вкрапление исторических артефактов в детективный сюжет случалось не так часто.

Между прочим, именно исторический пролог в фильме«Ларец Марии Медичи» мне всегда нравился больше всего. Даже хотелось его продолжения. Потому что эпизод с осадой крепости Монсегюр снят прекрасно. Атмосферно. Как будто сам присутствуешь там, в XIII веке, где погибают отважные альбигойцы. Эффекту присутствия способствует и то, что актеры говорят по-французски. А старый наставник ордена особенно хорош. Его играет колоритнейший актер – Леонид Оболенский, который одним своим видом переносит нас в средневековую Францию. Небольшая роль, но врезается в память раз и навсегда!

Вообще, эпизодические персонажи – просто «изюминка» фильма «Ларец Марии Медичи».

Например, хранительница ларца, Вера Фабиановна Чарская, в исполнении удивительной актрисы Евдокии Урусовой. Кстати, Урусовой и играть-то ничего не пришлось. Ведь она, как и ее героиня, была потомственной аристократкой, получившей дореволюционное образование.

Из персонажей второго плана надо выделить также молодого Сергея Мартынова. Роль у него небольшая. Но актеру удается создать характер: лощённый, нагловатый, самодовольный молодой человек, который до последнего не понимает, что неизбежна расплата за неправедные дела.

Ну и, конечно, запоминаются главные герои.

Роль капитана Люсина, расследующего исчезновение старинного ларца, играет талантливый актер Валерий Рыжаков (он часто снимался в фильмах 70-80-х.).

Эммануил Виторган создал один из самых ярких своих персонажей. Его антиквар Венсан Савиньи – страшный человек со злодейскими тайнами.

Обычно принято восторгаться Кларой Лучко, сыгравшей француженку Мадлен Локар. Да, справилась неплохо, но не более того. Впрочем, это мое мнение.

Некоторые поклонники творчества Еремея Парнова негодуют, что сюжет фильма отличается от книги. Так, действие детектива «Ларец Марии Медичи» перенесено из Москвы в Ленинград. А главное, в отличие от книги, героям так и не удаётся узнать тайну средневековых сокровищ, и местонахождение их остается неизвестным. А в романе тайна сокровищ была разгадана, хотя они и безвозвратно погибли в результате извержения вулкана.

Но разве все это существенно? Главное, это ощущение манящей загадки, головокружительной интриги. Не говоря уже о том, как много мы узнаем из книги, да и из фильма тоже, об истории Западной Европы и России.

А знаменитый «Код да Винчи» Дэна Брауна с его конспирологией, катарами, альбигойцами и тамплиерами мы все же опередили. Книга – на 30, а фильм – на 20 лет. Да и, как утверждают серьезные исследователи вопроса, наш Еремей Парнов все же более ответственно и уважительно относился к истории, чем новоявленный американский классик.

Оцените статью
Фильм «Ларец Марии Медичи»: советский детектив, опередивший Дэна Брауна
«Анна на шее» — почему экранизация казалась такой современной?