Люсьена Овчинникова очень боялась сниматься в этом фильме. И все из — за Олега Ефремова. Она робела перед ним, ведь он — Ефремов! Тот самый Ефремов, который основал «Современник»! А она не такая знаменитость… Но робость и даже какая-то неуверенность актрисы еще раз убедили режиссера фильма «Мама вышла замуж» Виталия Мельникова, что именно Овчинникова лучше всех сыграет роль малярши Зины. А ведь до нее на эту роль пробовались Нонна Мордюкова и Инна Макарова.
Ефремов и Овчинникова встретились еще до отъезда на съемки в Ленинград. Олег Николаевич заверил ее в том, что все у них получится, а Мельникову сказал, что хорошую он актрису выбрал на роль Зины, скромную и талантливую.
Хотя сам Ефремов перед съемками говорил режиссеру: «Куда ты меня тянешь? Я ведь сугубо положительный социальный герой! А этот бульдозерист – пьяница!«. На что Мельников ему ответил, что Виктор тоже социальный герой, но сугубо российский. Олег Николаевич согласился с таким доводом.
Годы спустя, близкая подруга Люсьены Овчинниковой, Тамара Тур расскажет журналистам о том, что между Ефремовым и Овчинниковой на съемках этого фильма закрутился настоящий роман. И об этом даже узнал супруг Люсьены Ивановны, примчался ночным поездом из Москвы в Ленинград «бить морду Ефремову». Но получил сам и отбыл в столицу.
А Ефремов этот казус даже не обсуждал с Люсьеной Ивановной. По словам Тамары Тур, после съемок закончились и их близкие отношения. Для Овчиниковой Ефремов всегда был кумиром, она считала его своим учителем, хотя он был старше ее всего на четыре года.
Режиссер Виталий Мельников хотел снять очень светлый фильм, такой, «Чтобы в картине из грубоватой обыденности постепенно прорастала и обнаруживалась нежность, даже утонченность в отношениях между героями.» И у него это получилось! В каждом кадре — столько воздуха и какой — то естественности, незатейливой жизни простой ленинградской семьи. И столько любви… Она видна в мелочах.
Когда герой Ефремова несет женскую сумочку Зины, когда Зина говорит своему сыну (Николаю Бурляеву) » А мы тебе пальто купили. Исключительное, с пояском.» Вот в этом (с пояском!) просто мегатонны материнской любви.
Или, когда она обзванивает друзей сына и просит: « Будьте добреньки, передайте, мама звонила! Я ему билет достала по случаю. Исключительный матч , да. С иностранцами играют. Пускай он ко мне заедет».
Кстати, во время съемок Люсьена Ивановна часто обращалась за советом к Николаю Бурляеву. Он тоже его считала «звездой», ведь к тому времени он снялся у самого Тарковского!
Николаю Бурляеву в год съемок было всего 23 года, сниматься в кино он начал с 15 лет, «Мама вышла замуж» был его уже шестнадцатым по счету фильмом.
А ведь совсем другой бы фильм получился, если бы не команда, которую собрал Виталий Вячеславович Мельников. Сценарий написал Юрий Николаевич Клепиков.
По сценариям Юрия Клепикова были сняты такие фильмы, как «Пацаны», «Даурия», «Восхождение», «Не болит голова у дятла», «О любви», » Начало» «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж».
А какие в фильме кадры! Просто документальная хроника Ленинграда тех лет!
В этом заслуга главного оператора Дмитрия Алексеевича Долинина, которому 30 сентября этого года исполнится 84 года. Дай бог ему здоровья! Именно Дмитрий Долинин снял такие известные картины, как «Республика ШКИД», «В огне брода нет», «Начало», «Чужие письма», «Фантазии Фарятьева»,»Ханума».
Ну, и конечно — же, музыка! Просто волшебная музыка Олега Николаевича Каравайчука, который написал музыку к 150 ( в том числе и документальных) фильмам.
Многих в этом фильме поразила еще и точность в деталях, в самых мелочах. Насчет точности. Мельников очень старался, чтобы в его фильме все было как в жизни.
Пивная в фильме была самая настоящая, и алкаши местные там тоже были самые настоящие, пиво тоже было настоящее. Перед съемками Олег Ефремов, в образе бульдозериста Виктора, попытался купить без очереди свежего пивка и у него получилось. Не признали в нем основателя «Современника», а Ефремов и рад был. Значит, в образ точно попал.
Или такой момент, когда Борька( Николай Бурляев) ищет в кармане мелочь и покупает на нее в гастрономе вареной колбасы. Хватает ровно на 77 граммов. «Вам кусочком или порезать?» — спрашивает его продавщица. «Куском!» — отвечает голодный Борька…
Квартиру Зины сначала хотели снимать в самой простой «хрущевке», но в ней просто физически не поместились бы все. Поэтому в просторном павильоне «Ленфильма» была огорожена специальная такая каморка — «аля хрущевка».Во время съёмок в этой самой каморке произошел комичный случай.
Идет репетиция семейного обеда. На столе водочка в графине, солёные огурчики, зеленый лучок, винегрет. В это время на «Ленфильме» была с экскурсией актриса Глория Свенсон. Ей 70 лет, она звезда еще американского немого кино. В одном из павильонов она услышала голоса и прямиком пошла туда, сопровождающие не успели ей объяснить что к чему. Увидела американка накрытый стол и подумала, что это скромный фуршет в честь ее визита. Ефремов американскую звезду не признал. Налил ей рюмку водки, показал как надо зеленый лучок в соль макать. Съемки остановились. Первая стопка, вторая, разговоры по душам, пусть и через переводчика. Потом Глория вдруг вспомнила Ефремова! Она ему прямо заявила, что в каком- то там году была на его вилле в Ницце. После такого заявления Олег Николаевич наверняка пропустил еще рюмашку и ответил, как настоящий советский патриот: «Да, точно! Но продал я эту виллу, тесновата она…» Американка понимающе кивнула.
Расходились все в хорошем настроении. Сопровождающее американскую звезду начальство, которое все это время нервничало в сторонке, спросило актрису — понравилось ли ей на съёмках советского фильма? «На каких съёмках?» – удивилась актриса.
Чиновники из Госкино очень придирчиво относились к приемке этого фильма.
Им не нравился выпивоха Виктор, им не нравился сам сценарист Клепиков, по сценарию которого до этого Кончаловский снял фильм про Асю Клячину, и который они уже положили на полку. Они придирались к режиссеру по поводу нижнего белья малярш, к сценам в пивной и много еще к чему. В итоге фильму дали только третью категорию проката. Картину очень сильно критиковали в газетах за очернение советской действительности, была отменена премьера в Доме кино. Лишь в некоторых кинотеатрах страны его впервые показали в конце мая 1970 года. Но большинство зрителей увидели фильм «Мама вышла замуж» только когда его показали по телевидению.
Нет уже в живых многих из тех, кто подарил нам этот фильм. 21 марта 2022 года скончался и Виталий Вячеславович Мельников — режиссер, чьи фильмы мы пересматриваем вновь и вновь.
«Начальник Чукотки», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай»,«Ксения, любимая жена Федора», «Женитьба», «Старший сын», «Отпуск в сентябре», «Выйти замуж за капитана» «Женитьба», «Царская охота» И, конечно, «Мама вышла замуж»…