Предприятие готовилось праздновать 50-летие в 1983 году, и к этому событию приурочили фильм.
В центре истории, как следует из названия, — инициатор, один из разработчиков проекта и первый директор Уралмаша Александр Банников, проживший короткую, но вдохновляющую жизнь. Но в процессе съёмок стало понятно, что «Первый директор» — название слишком узкое, поэтому нашли другое — «Тем, кто остаётся жить» (1982).
Сценарий написал Эдуард Володарский, автор плодовитый и востребованный. Закономерно сценарий отправился на Свердловскую киностудию, туда, где и находился Уралмаш.
Занятно, что параллельно на той же Свердловской киностудии снимали историческую ленту «Демидовы» (1983) о зарождении промышленности на Урале
(по сценарию, кстати, того же Володарского). В этом была даже некоторая кинопреемственность: «Демидовы» — это успешное прошлое уральской промышленности, «Тем, кто остаётся жить» — не менее успешное настоящее.
В процессе подготовки к съёмкам режиссёр Николай Гусаров перечитал массу архивных документов и пересмотрел сотни фотографий и кинохронику. Да и в ходе работы над лентой у него всегда под рукой находились фотографии, на которые он ориентировался при постановке.
Но самым важным в фильме о заводе Николай Гусаров считал человека, благодаря которому появился «Уралмаш», — Александра Банникова.
О Банникове сохранилось много свидетельств, ещё были живы люди, которые работали вместе с ним и которые могли бы рассказать о нём не только как о руководителе, но и как о человеке. Николай Гусаров, готовясь к работе, изучая документы и воспоминания соратников Банникова , фактически познакомился со своим героем заочно:
«…сценарий Э. Володарского привлёк меня возможностью воссоздать на экране образ героя в истинном смысле этого слова. Образ человека, в котором отчётливо соединились сила и богатство индивидуальности с целеустремлённой мощью эпохи».
Разумеется, кинобиография Александра Банникова несколько отличалась от реальной, какие-то факты изменили, иные вовсе опустили. Для режиссёра куда важнее было представить Банникова как символ времени, показать,
как в живом человеке отразился энтузиазм первых пятилеток и их бешеный ритм.
Актёра на эту роль искали долго.
Николаю Гусарову хотелось, чтобы прототип и исполнитель были похожи внешне, но чтобы при этом у артиста были серьёзный творческий диапазон и гибкость, который мог бы одновременно сыграть драму Отелло и юмор Швейка, сочетал бы в себе трагический героизм и живое личное обаяние.
Не меньше волновал режиссёра и вопрос, как примут киногероя те, кто знал Банникова лично. В итоге роль получил свердловский театральный актёр Владимир Гаев, который в кино уже снимался, но в небольших ролях.
Фильм «Тем, кто остаётся жить» стал главным в его жизни, позднее он лишь однажды появился на экране, оставшись в памяти зрителей первым директором «Уралмаша».
Вторым главным героем ленты, в некоторым смысле антагонистом, но при этом надёжным помощником Банникова, был Владимир Фидлер, главный инженер завода.
Специалист «из бывших», настоящий профессионал, досконально знающий строительство, скандальный и ворчливый, Фидлер большую часть фильма спорит с Банниковым.
Для него первостепенно качество и добротность, он считает себя ответственным за каждый уложенный в стену кирпич и каждый сантиметр залитого бетона, Банникову же нужны темпы и результат.
Но в спорах этих столь противоположных по происхождению, взглядам, отношению к жизни людей и рождается завод, которому суждено стать одним из лидеров советской промышленности. В роли склочно-интеллигентного, но верного делу Фидлера очень удачно смотрится Иван Краско.
В других ролях Татьяна Лебедева, Виктор Мамаев, Леонид Неведомский, Василий Бочкарёв, в эпизоде в роли чиновника, резко выступающего за закрытие завода, — Борис Клюев.
Снимали картину в Свердловске и его окрестностях. В финале показан уже современный «Уралмаш», гордость города и страны. К сожалению,
Александр Банников до открытия не дожил: в 1932 году он скончался от лейкоза в возрасте всего 36 лет. Не увидел своё детище и Владимир Фидлер, ушедший из жизни через полгода после Банникова.
Фильм «Тем, кто остаётся жить» представили зрителям в конце 1982 года. Для Николая Гусарова это была всего лишь вторая работа, и вышла она добротной и основательной. Как и хотел режиссёр, центральный персонаж,
Александр Банников, получился не плакатным, а живым и совершенно реальным: умеющим принимать жётские решение, но близко к сердцу принимающим проблемы простых рабочих. Он настолько твёрдо убеждён в своей правоте, что рискует угрожать сотруднику ОГПУ, но при этом старается скрыться от медсестры, которая следит за его здоровьем.
В картине есть эпизод, который, наверное, ярче прочих характеризует Банникова, бросившего обыденность ради дела всей жизни. Московские чиновники принимают решение о закрытии завода, хотя в уже построенных цеха начат выпуск продукции.
Примчавшись в столицу, Банников прорывается в кабинет высокопоставленного бюрократа и доказывает, что завод, в который вложено уже так много денег и человеческих усилий, закрыть нельзя. Но слова не помогают, и тогда директор, на секунду растерявшись, вдруг выдаёт чечётку, обескураживая собеседников.
Это некий вызов и экстравагантная пощёчина упёртым оппонентам, доказывающий, что борьба не окончена.
А как вам кажется, Владимир Гаев похож на Александра Банникова?