Сценарий написали Владимир Гольдфельд и Цезарь Солодарь, который был не только драматургом, но и журналистом и занимался в том числе и спортивной журналистикой, сотрудничая с газетой «Советский спорт».
Чуть позже Солодарь вновь обратится к теме фигурном катания и станет соавтором сценария к ленте «Голубой лёд» (1969).
Сюжет «Звезды балета» замысловатым не назовёшь, хотя своего рода интрига в нём есть, ведь главная героиня предстаёт здесь в двух ипостасях.
В обычной жизни она — симпатичная, хоть и немного своенравная киевская чертёжница Варвара Чаенко. У Вари есть увлечение — она занимается балетом на льду и уже стала популярной под псевдонимом Виктория Чайка.
На её выступление случайно попадает командированный из города Приморска в Киев Степан Митин и влюбляется в талантливую красавицу, так изящно скользящую по льду.
Степан без устали восхищается Викторией и рассказывает о ней своей новой коллеге — юной чертёжнице Варе Чаенко, которая работает с ним над проектом рефрижератора.
У Вари возникают романтические чувства к Степану, да и он девушкой заинтересовался, но идеал для него по-прежнему звезда ледового балета Чайка. Перед завершением командировки Степан планирует встретиться с Варей, но встреча срывается.
И лишь через время балетный коллектив отправляется на гастроли в Приморск, где интрига наконец разрешается. Сюжетные эпизоды перемежаются великолепными выступлениями фигуристов, а
в финале зрители видят представление по гоголевским «Ночь перед Рождеством», и это настоящий спектакль, безупречный балет на льду в исполнении артистов киевского коллектива.
Роль Степана получил Валерий Панарин, молодой актёр, уже знакомый Алексею Мишурину по предыдущей работе: в «Королеве бензоколонки» Валерий появился в небольшом эпизоде.
Тут стоит отметить, что Алексей Мишурин кинокарьеру начинал, как и некоторые его коллеги, в качестве оператора, и в режиссуру пришёл уже с серьёзным опытом операторской работы.
В других ролях в «Звезде балета» режиссёр снял Татьяну Окуневскую, Евгения Моргунова, Александра Анурова, Николая Яковченко. Ну а саму звезду Викторию Чайку изобразила Татьяна Катковская, солистка Московского балета на льду.
Позднее Татьяна ещё не раз появится в небольших ролях в кино, хотя большую часть её жизни будет заниматься всё же фигурное катание, а в девяностые переберётся за границу.
Летом 1965 года «Звезда балета» вышла в прокат. И это тот самый случай, когда мнения зрителей и критиков оказались радикально различными: зрители ленту приняли тепло, киноведы же буквально разнесли её. В журнале «Советский экран» кинокритик Татьяна Хлоплянкина отозвалась о главных героях так:
«Ни одного проблеска чувства, ни одного остроумного живого слова — кажется будто язык дан этим абсолютно лишённым интеллекта людям для того, чтобы доказать нам, как они глупы и скучны».
В какой-то мере с этим можно согласиться, потому что и Степан, и Варя-Виктория действительно вышли чуть плосковатыми и однозначными, но странно ожидать глубины от героев ленты, где основное — это всё-таки искусство танца на льду, а не философская идея.
Сюжетная линия героев получилась немного скомканной и скоротечной, поскольку значительную часть экранного времени занимают танцевальные номера, и за это картину тоже можно упрекнуть, хотя говорить, что она получилась провальной, нельзя никак. Отдельно досталось, кстати, и режиссёру Алексею Мишурину:
«О режиссуре А. Мишурина говорить ещё труднее, потому что в фильме её вообще не чувствуется. «Звезда балета», так же как и предыдущие картины А. Мишурина <…> ещё раз убеждает нас, что ему, неплохому и опытному оператору, вряд ли стоило менять свою профессию».
Критика назвала «Звезду балета» безвкусной, беспомощной, убогой, но эпизоды с выступлениями фигуристов заслуженно хвалили. А вот зрительской аудитории фильм пришёлся по вкусу.
Насыщенный красками, не претендующий на интеллектуальность, но добрый и милый, не лишённый мягкого юмора фильм с впечатляющими танцевальными вставками обычных людей порадовал.
Особо отмечу, как роскошен в кадре лёд: он выглядит зеркальным, так что в нём отражаются танцоры, и это только только добавляет эффектности и яркости номерам.
Сегодня «Звезда балета» — лента из числа забытых. В карьере Алексея Мишурина она большой роли не сыграла, в советском кино он остался как автор блистательной «Королевы бензоколонки».