искать поминутного изложения событий тут не стоит, трагедия в ленте — это повод рассказать о том, как неожиданно и нелепо оборвалась жизнь целеустремлённой девушки, цельной, со твёрдым стержнем внутри, только начавшей свой путь.
Сценарий написал знаменитый и очень популярный украинский писатель Олесь Гончар. В его изложении Надежда Курченко (погибшая стюардесса) стала Галей Гриценко. Реальная Надя выросла в детдоме на Алтае, экранная Галя родилась в счастливой семье в украинском селе.
В фильме много времени уделено взрослению девочки, тому, какое огромное влияние оказал на неё сельский учитель Николай Васильевич (по его примеру она тоже решила стать учительницей).
Окончив школу, Галя едет поступать в институт, но проваливается. Но не просто так:
в приёмной комиссии заседает строгая Елена Васильевна, сестра Николая Васильевича. Когда-то Галя жёстко и вполне по делу высказалась о Елене Васильевне и её работе, так что теперь женщина ей под благовидным предлогом отомстила.
В коридоре Галю ждут школьная подруга и лётчик Виктор, который непонятно как оказался в институте и с которым Галя познакомилась за несколько минут до экзамена, но девушка в слезах убегает.
Спустя время Виктор находит Галю, приглашает её в гости, ну а после становится ясно, почему Виктор был в институте: он приходил к матери. И это Елена Васильевна. Тем не менее, молодые люди сближаются, Виктор помогает Гале устроиться стюардессой.
Она же всё равно готовится поступать в институт, и позже успешно сдаёт вступительные экзамены. Не за горами и свадьба с Виктором, с которым она летает на одном самолёте.
И вот лайнер отправляется в очередной, самый обычный рейс.
Постановкой фильма занялся Алексей Мишурин, режиссёр довольно опытный. Самая известная его работа — комедия «Королева бензоколнки» (1962). Кстати, как и некоторые коллеги, Алексей Мишурин начинал в кино как оператор и, даже занимаясь режиссурой, продолжал время от времени выступать в этом качестве.
Роль Гали Гриценко получила Ирина Шевчук. У 22-летней девушки в активе было уже несколько ролей (первую роль она сыграла ещё старшеклассницей), но всесоюзную известность ей принесла роль Риты Осяниной в только что вышедшей военной драме Станислава Ростоцкого «…А зори здесь тихие» (1972).
Партнёром Ирины по площадке стал молодой актёр Сергей Мартынов, который сыграл Виктора. В отличие от Ирины Сергей был тогда никому не известен, прежде он лишь раз появился в кино в эпизоде, и «Абитуриентка» стала его дебютом. Учителя Николая Васильевича сыграл Николай Мерзликин, Елену Васильевну — Ирина Бунина.
Ирине, к слову, пришлось на съёмках пересечься с бывшим супругом, с которым она отношений не поддерживала, хоть и растила от него дочь.
Речь об актёре Лесе Сердюке, которому Алексей Мишурин отдал роль отца Гали. В роли матери — Наталья Наум.
В ролях угонщиков предстали Александр Мовчан и Владимир Кисленко.
Их прототипы — отец и сын Бразинскасы, реальные угонщики. Бразинскасу-младшему на момент угона было всего 15 лет, но в кино он показан куда более взрослым.
Картина «Абитуриентка», выпущенная в мае 1974 года, получилась не столько криминальной, сколько лиричной и поэтичной. Собственно захвату самолёта здесь посвящены лишь несколько минут, остальное повествование — история становления Гали, случайно ставшей настоящей героиней.
Дополняют сюжет музыка и украинские песни. И кстати, фильм «Абитуриентка» и одну весьма известную песню связывает легенда.
По распространённой версии
композиция группы Стаса Намина «Цветы» «Звёздочка моя ясная» посвящена погибшей стюардессе Наде Курченко, прототипу Гали Гриценко.
Стихи для песни написала поэтесса Ольга Фокина, на музыку их положил Владимир Семёнов, основатель и участник «Цветов». На самом же деле впервые стихотворение было опубликовано ещё в 1965 году, за пять лет до драматических событий 1970 года, и было отражением личных переживаний поэтессы.
Но спустя годы аудитория почему-то связала песню, действительно красивую и чувственную, с гибелью стюардессы Надежды Курченко.
Сейчас об «Абитуриентке» почти не помнят. Многие сразу после выхода фильма назвали его слабым, бессюжетным и затянутым. Сегодня главный упрёк — излишняя идеологизация. Но предоставляю возможность каждому зрителю сделать самостоятельные выводы относительно ленты и акцентов, сделанных авторами.