Фильм по сценарию Л. Пантелеева, где слово «педагог» назвали противным

«Дни нашей жизни» — так в первом варианте назывался этот добрый, немного поучительный и немного наивный фильм об абитуриентах, а потом и студентах педагогического института фильм.

А сняла его режиссёр Татьяна Лукашевич, автор знаменитейший довоенной картины «Подкидыш» (1939). В прокат же лента вышла с другим названием, которое родилось уже в ходе съёмок, — «Они встретились в пути» (1957).

Татьяна Лукашевич была признанным мастером детских и подростковых фильмов.

Она умела не просто общаться с детьми, но и снимать их так, что маленькие актёры выглядели на экране естественно, непосредственно, и зрителям казалось, что в их поведении нет никакой игры.

В фильме «Они встретились в пути» тоже есть дети, включая совсем маленькую девочку, хотя в целом это романтическая история о молодых людях, взрослении и первой любви.

Сценарий написал ленинградец Л. Пантелеев, известный писатель, который, как и Татьяна Лукашевич, адресовал свои произведения в основном юным читателям. И мало кому не знакома его книга «Республика ШКИД», которую в 1966 году успешно экранизировал режиссёр Геннадий Полока.

Интересно, но почему-то сценарий для «Они встретились в пути» фигурирует в числе произведений Л. Пантелеева не везде, хотя именно с него началась карьера писателя как сценариста.

Татьяна Лукашевич сразу же оценила лиричность, теплоту, деликатный юмор сценария и за работу взялась с удовольствием. В центре сюжета — случайные попутчики Тася и Макар, которые из провинциального городка едут в Ленинград.

В приёмной комиссии Тася, мечтающая стать учителем, узнаёт, что сюда же поступает и Макар. Рослый крепкий парень неустанно подтрунивает над миниатюрной девушкой, чем её всё время смущает.

Но у Таси сразу же находится застуница — бойкая и шумная абитуриентка Лена, позже ставшая подругой Таси и её соседкой по комнате в общежитии.

По результата экзаменов скромная Тася поступает, а вот самоуверенный Макар проваливается.

Фото со съёмок. В центре — Роза Макагонова, справа — Виктор Авдюшко, герою которого не хватило половины балла для поступления

Спустя время они опять случайно встречаются, и Тася предлагает Макару, который работает сварщиком и уже отбросил мысль стать учителем, подготовить его к поступлению в следующем году.

Девушка не на шутку влюбилась и делает всё, чтобы Макар хорошо усваивал предметы, жертвуя при этом собственным временем и учёбой. Это приводит к закономерному итогу — преуспевая в обучении великовозрастного ученика, Тася заваливает сессию.

Между делом, кстати, выясняется, что Макар прекрасно ладит с детьми, а ещё постоянно помогает своей соседке по коммуналке, одинокой матери трёхлетней дочки и сына-четвероклассника, неугомонного сорванца Вовки.

На главные роли Татьяна Лукашевич утвердила молодых, но уже знакомых зрителям исполнителей: Розу Макагонову и Виктора Авдюшко. Пара действительно смотрелась чуть комично:

Роза Макагонова едва доставала партнёру до плеча, поэтому шутки Макара про низкорослость Таси выглядели уместными.

С Виктором Авдюшко режиссёр работала отдельно, ведь важно было, чтобы его герой был не снисходительным притворщиком, а действительно любящим и понимающим детей мужчиной. Самому актёру тоже пришлось поработать над ролью, поскольку прежде в его карьере подобных образов не было.

Роль Лёлика, как звали однокурсники подруги Таси Лену, отдали Нине Дорошиной, студента Костю, ставшего кавалером Лены, сыграл Алексей Кожевников.

Отдельно стоит отметить самонадеянную студентку Соню Марлевскую, явно представительницу «золотой молодёжи», имеющую влиятельных родственников. Именно из её уст прозвучала фраза

«Даже слово какое само противное — пе-да-гог»

(а заодно она отметила, что педагогом быть ужасно), хотя поступала она в педагогический. Впрочем, вылетев после первой сессии, эта мажористая девица решила поступать в некий «холодильный», потому что для неё никакой разницы не было (да и вообще, похоже, она «органически не переваривала» учёбу).

Роль этой капризной красотки в броских нарядах получила Лариса Кронберг (здесь она в титрах числится Соболевской).

Марлевская стала также участницей эпизода, харктеризующий её как весьма стервозную и мстительную девицу.

В нём Вовка, получи от Макара, передумавшего идти в кино, два билета, опоздав на сеанс, пытается всучить билеты Соне.. Та, обнаружив, что билеты просрочены, тащит мальчишку в милицию. На монтаже этот эпизод вырезали, на кадр со съёмок остался.

Довольная яркая героиня получилась и у Елены Тяпкиной, которой поручили роль строгой мамы Таси, которая так опасалась за дочь, что сама приехала в Ленинград.

Ну а ещё одного мощного абитуриента, известного альпиниста, заслуженного мастера спорта, изобразил дебютант Пётр Щербаков.

Основных маленьких героев сыграли, детей соседки Макара Анны Ивановны Лычковой (в этой роли — Вера Васильева), сыграли трёхлетняя Наташа Иванова и школьник Миша Меркулов.

Миша уже бывал на съёмках, снялся в двух фильмах, лента «Они встретились в пути» стала его третьей и последней работой. С крошечной Наташей Татьяна Лукашевич быстро поладила, режиссёру уже давно хотелось вернуться к работе с такими малышами (предыдущие несколько фильмов рассказывали о подростках).

Как-то импровизации крохи так понравилась Лукашевич, что сцену вставили в фильм.

Это случилось на съёмках эпизода, когда Тася приходит к Макару, но в квартире находится только девочка, запертая дома братом. Во время первого дубля

малышка так испугалась звука дверного замка, что полезла под плиту в обнимку с куклой. Это была так естественно, трогательно и мило, что Татьяна Лукашевич не стала прерывать съёмку,

и сейчас эту сцену можно увидеть в картине.

Снимали «Они встретились в пути» в Москве и Ленинграде. Павильонные съёмки прошли в столице, а вот натурные — в городе на Неве, который уже возрождался после войны.

Оператор Семён Шейнин, уже не первый раз сотрудничавший с Татьяной Лукашевич, замечательно и с большой симпатией к городу снял кадры на улицах и набережных Ленинграда, и у зрителей появилась (и остаётся сейчас) возможность полюбоваться на красоту нашей второй столицы.

Кстати, в сети есть две версии — чёрно-белая и цветная, так что выбирайте, что вам нравится больше.

Оцените статью
Фильм по сценарию Л. Пантелеева, где слово «педагог» назвали противным
17-летней Насте Немоляевой повезло попасть именно в фильм «Курьер»