В каком-то смысле «Поздние свидания» стали контраргументом знаменитой оскароносной картине «Москва слезам не верит», вышедшей на несколько месяцев раньше, где главная героиня, преуспевшая в карьере, обрела-таки личное счастье уже в сильно взрослом возрасте.
В «Поздних свиданиях» героев ждал иной финал.
Сюжет о мужчине и женщине, которых чувство настигло отнюдь не в юношеские года, родился у Евгения Габриловича. Писателю и драматургу было уже под 80, но он по-прежнему активно работал.
Первым его большим успехом стала ещё мелодрама «Машенька», вышедшая посреди войны, в 1942, а потом по сценариям Габриловича снимали ленты регулярно.
Интересно, что нередко в центре его сюжетов оказывались женщины, а за два года до «Поздних свиданий» Юлий Райзман снял по сценарию Габриловича ставший очень популярным фильм «Странная женщина», тоже как раз о женской судьбе, женской философии.
Над новым сценарием Евгений Габрилович работал вместе с сыном Алексеем, режиссёром-документалистом, и главной героиней здесь снова была дама.
Итак, во время речного круиза встречаются Вера Ивановна и Николай Еремеевич. Вера, когда-то приехавшая из деревни, освоила непростую профессию переводчика, приобрела кооперативную квартиру, ведёт насыщенную жизнь, любит музеи, театры и выставки.
Она востребованный профессионал: её приглашают на конгрессы, она переводит фильмы, а ещё пишет диссертацию.
Николай Еремеевич занимается научной работой, он химик, регулярно бывает в командировках, внедряя свои разработки. И, в отличие от незамужней и бездетной Веры, Николай женат и воспитывает сына-десятиклассника. Казалось бы, случайное знакомство в отпуске не должно стать проблемой, но
независимая, сильная Вера не выходит из головы Николая Еремеевича.
Спустя время он решается ей позвонить, и на этот раз знакомство уже перерастает в серьёзный роман, из-за которого Николай уходит от доброй, понимающей и готовой всё простить супруги.
Жить с Верой оказывается непросто (да и может ли быть просто ужиться двум взрослым людям?), но настоящая, глубокая любовь к ней заставляет Николая прощать Вере и пустой холодильник, и бесперебойную работу над диссертацией и даже странный ночной загул без веской причины.
Впрочем, бескомпромиссную Веру появление в её жизни Николая делает мягче, терпимее, она даже задумывается о ребёнке. Но потом возвращается осознание, что
жизнь слишком коротка, а мир слишком огромен и слишком интересен, в профессии так много нерешённых, но очень увлекательных проблем!
Вера отчётливо понимает, что даже мужа обделяет вниманием, потому что живёт и дышит любимым делом, так что же она даст малышу? Этот момент становится переломным в её отношениях с Николаем.
За реализацию сценария взялся режиссёр Владимир Григорьев. Новичком в кино он не был, хотя мелодраматических лент у него ещё не случалось. Режиссёр попробовал себя в жанре детектива, снял производственные драмы, теперь же начал осваивать поле лирики.
Главную женскую роль получила уже известная, в том числе и по театральным работам, Лариса Малеванная, а её партнёром стал Юрий Платонов.
Несмотря на зрелость (актёру было уже 45), Юрий Платонов был в кино дебютантом, прежде он никогда не снимался, хотя был успешен в театре. Владимир Григорьев утвердил неопытного Юрия Платонова сразу на главную роль, и актёр с ней справился великолепно.
Его игра оказалась такой правдивой, тонкой, чуткой, что зрители безоговорочно поверили герою. Обидно, что позднее Платонов снимался крайне редко и большей частью в проходных ролях.
Роль подруги Веры Варвары, врача-офтальмолога, такой же сильной и независимой женщины, но ещё более резкой и острой на язык, получила Екатерина Васильева, коллегу и друга Николая сыграл Сергей Никоненко.
В образе оставленной, но готовой принять мужа обратно жены Николая — Алина Ольховая, супруга режиссёра Владимира Григорьева.
Их сына сыграл недавний выпускник ЛГИТМиКа Александр Чабан, а его любимую девушку, а потом и жену, — Галина Щепетнова (мне показалось, что её озвучила Наталья Рычагова, но не утверждаю). И Александр, и Елена тоже были дебютантами, но тоже с ролями справились.
Вышедший в конце 1980 года фильм зрители приняли хорошо, критики были сдержанны, но в целом встретили «Поздние свидания» благоприятно, особенно отметив игру дебютанта Юрия Платонова и гармоничность его дуэта с Ларисой Малеванной.
И фильм действительно получился, тандем героев, пусть и временный, действительно сложился, смотреть рекомендую. К сожалению, с годами лента позабылась, хотя поднятая в нём проблема сегодня стоит даже острее, чем прежде.
В фильме старый знакомый Веры говорит, что она, собвенноручно выстроившая жизнь по собственному плану и в соответствии с собственными идеалами и целями, — «женщина, но в то же время уже не женщина». Значит ли это, что женщина действительно должна быть беременной, босой и на кухне?