Фильм «Прикосновение» 1992 года. Отечественный триллер, который сегодня стал учебным пособием для будущих кинорежиссёров

В СССР не приветствовались фильмы ужасов. Считалось, что этот жанр чужд советскому обществу, поэтому подобные фильмы не снимались и не закупались.

Конечно, в той или иной мере некоторые советские кинокартины можно назвать триллерами. Но среди более чем пяти тысяч полнометражных художественных фильмов, снятых в СССР, насчитается не более 20-30 «ужастиков», которые лишь условно можно отнести к этому жанру.

Поэтому в годы перестройки, когда были упразднены художественные советы, стали появляться не только популярные в те годы фильмы с откровенной «клубничкой», но и реальные фильмы ужасов. Правда, при скудных бюджетах их качество было очень низкого уровня, поэтому о таких фильмах обычно забывали уже через полгода.

Но появлялись и интересные картины. Например, фильм режиссёра Альберта Мкртчяна «Прикосновение», премьера которого состоялась в ноябре 1992 года.

Альберт Саркисович Мкртчян известен тем, что был одним из двух режиссёров знаменитого фильма «Земля Санникова».

Чуть позже он снял отличный детектив «Лекарство против страха», а в 1985 году его мелодрама «Законный брак» с Белохвостиковой и Костолевским в главных ролях по версии журнала «Советский экран» стала лучшей кинокартиной года.

Поэтому, когда он взялся за съёмки мистического триллера по сценарию тогда ещё неизвестного писателя Андрея Горюнова, коллеги подумали, что талантливый режиссёр просто решил немного подзаработать на очередном фильме-однодневке, коих в 90-е годы снималось немало.

Но в результате зрители увидели достаточно глубокую и интригующую драму, полную мистики и ужаса, и при этом без обилия крови и откровенных страшных сцен. По сути, этот фильм стал первым отечественным классическим хоррором и сегодня даже входит в программу режиссёрского факультета ВГИК как учебное пособие.

Сюжет рассказывать не буду. Возможно, некоторые читатели его не смотрели. При мизерном бюджете Альберту Мкртчяну удалось снять захватывающий фильм, который в определённых кругах стал культовым. Он с интересом смотрится и сегодня, тридцать лет спустя.

Кстати, появилась информация, что одна из российских кинокомпаний собирается снять ремейк, но уже с солидным бюджетом и современными эффектами.

Не хочется говорить вперёд, но мне кажется, что настоящий хоррор — это в первую очередь талант режиссёра, а яркие картинки могут быть лишь дополнением этого таланта. А не наоборот.

Оцените статью
Фильм «Прикосновение» 1992 года. Отечественный триллер, который сегодня стал учебным пособием для будущих кинорежиссёров
Хитяева тонула 13 раз, а Герасимов учил казачек манерам: как снимали «Тихий Дон»