в фильме есть технические детали, над которыми специалисты могут посмеяться, но сам режиссёр говорил, что снимает фильм не документальный, а художественный, где есть место домыслам, и адресует его широкому аудитории, а не только узкой группе группе профессионалов.
Широкая аудитория «Магистраль» оценила высоко.
Всё началось с командировки писателя и журналиста газеты «Магистраль» Валерия Барабашова в Сибирь в середине семидесятых. Собирая материал для публикаций, Барабашов узнал о случившейся несколько лет назад аварии.
История его заинтересовала, он постарался выяснить чуть больше, чем было известно официально, а итогом стала повесть «Жаркие перегоны», которая и вышла в журнале «Молодая гвардия» в 1981 году.
Буквально через месяц после публикации, как вспоминал позже писатель, киностудия «Ленфильм» предложила повесть экранизировать.
Валерий Барабашов охотно согласился написал сценарий и отправил его в Ленинград.
Но на киностудии этот вариант не приняли, сценарий переписал режиссёр Виктор Трегубович, который и занялся постановкой. В титрах же осталась надпись, что лента сделана по мотивам повести.
Виктор Трегубович, выросший в городе Боготоле в Красноярском крае, при любой возможности отправлялся на родину, в том числе на съёмки. Новый фильм он тоже решил снимать в Сибири.
Подходящие места нашли в Боготол и Ачинске, а аварию, в ходе которой локомотив врезается в цистерну, создавали на построенной, но пока не запущенной станции Красноярск-Северный.
В фильме много героев, и внушительную их часть вполне можно назвать главными. Но особняком стоит диспетчер Евгений Бойчук, из-за невнимательности которого и случилось ЧП.
На эту роль Виктор Трегубович выбрал уже хорошо известного тогда Владимира Гостюхина, и многие и поныне считают роль Бойчука если не лучшей, то одной из лучших ролей актёра.
По сюжету Бойчук — диспетчер на станции Красногорск. Станция окружена мощными заводами, которым требуются интенсивные перевозки.
Вагоны в дефиците, железнодорожникам постоянно приходится выкручиваться, продумывая маршруты и расписание. Поезда опаздывают, директора заводов давят на обком и руководство станции, люди, в том числе путешествующие на пассажирских поездах, злятся.
Один из таких поездов в злополучный день двигается с серьёзной задержкой. В поезде кипит обычная жизнь: нерадивая проводница пустила безбилетника, из-за чего пассажир с билетом скандалит.
Юная напарница вынуждена с этим разбираться, параллельно отбиваясь от попыток симпатичного помощника машиниста с ней познакомиться.
На станции тоже всё клокочет: указания начальства противоречивы (из обкома спускают указание задержать пассажирский поезд, потом его пропускают, потом снова задерживают).
Бойчука терроризирует супруга, настаивает, что он должен немедленно выбить квартиру.
Разговор о квартире с начальником ни к чему не приводит, очередные крики жены из телефонной трубки отвлекают Бойчука и он даёт неверную команду. Теперь нагоняющий время пассажирский поезд летит прямиком в хвост грузового состава.
Осознав, что вот-вот случится трагедия, Бойчук пытается исправить ситуацию, но из-за непредсказуемой случайности ЧП всё-таки происходит: локомотив врезается в цистерну.
Почти сразу Виктор Трегубович утвердил на роли двух любимых артисток: Людмилу Гурченко (Капитолина Гвоздева, представительница завода, пробивающая цистерны), с которой познакомился ещё в шестидесятые и которая снималась почти во всех его лентах, и свою дочь Марину Трегубович (юная, неопытная, но борющаяся за справедливость проводница Людмила).
Марина часто появлялась в картинах отца, но с возрастом от кино отказалась, сделав выбор в пользу вокального искусства. А вот Людмиле Гурченко на этот раз режиссёр доверил роль крайне любопытную:
её героиня — дама неоднозначная и вызывающая смешанные чувства: с одной стороны, она радеет за дело, с другой — пользуется сомнительными способами достижения целей.
В роли начальника Красногорской железной дороги Уржумова — ленинградская знаменитость и звезда БДТ Кирилл Лавров, коллега Лаврова по сцене Всеволод Кузнецов, уже многократно работавший с Виктором Трегубовичем, — в роли его заместителя Желнина.
Помощника машиниста Саньку, симпатизирующего проводнице Людмиле, сыграл дебютант Павел Семинихин.
Вообще же надо отметить, что актёрский состав Трегубович собрал выдающийся: в фильме также появились Сергей Проханов, сыгравший в предыдущей ленте режиссёра «Трижды о любви» (1981), Юрий Демич, Михаил Погоржельский, Владимир Меньшов, Фёдор Одиноков, Игорь Дмитриев.
В маленьких ролях — Эра Зиганшина, Наталья Егорова, Валентина Ковель (ещё одна звезда БДТ — сваха Кабато из блистательной «Ханмуы» (1978)), Анатолий Ракович.
А ещё заочно в картине есть Александр Демьяненко, озвучивший одного из пассажиров. Кстати, далеко не все исполниели отправились в сибирскую киноэкспедицию, поскольку часть сцен в кабинетах снимали в столицах. Но основной состав всё же поехал в Красноярск.
В Ачинске для съёмок на перроне железнодорожной станции выстроили павильон, изображавший диспетчерскую. Там разметили бутафорский пульт с яркими лампами, а за счёт того, что поблизости проходили поезда, создавалось ощущение, что это реальное рабочее место.
Для создания кульминационного эпизода с ЧП нашли старый локомотив, переживший пожар. Оборудование внутри сгорело, но снаружи он выглядел сносно. Его подновили, подкрасили и отправили на площадку. На съёмках актёров заменили манекенами, и, казалось, всё должно получиться.
Но при первом дубле локомотив разгонался слишком сильно,, буквально снёс цистерну, пролетел дальше и ударил находившийся на путях рабочий электровоз, изрядно напугав машинистов. К счастью, никто не пострадал, но пришлось снимать второй дубль.
Местные железнодорожники стали активными помощниками кинематографистов и не только помогали им в организации работы, но и сами снимались в массовых сценах, в частности, изображая пассажиров, вынужденных пережидать в поле длительную стоянку поезда.
Несмотря на технически сложные съёмки, «Магистраль» завершили всего за восемь месяцев и в начале августа, когда железнодорожники отмечают профессиональный праздник, фильм вышел в прокат (1983).
В Красноярске прошёл специальный показ, на который пригласили всех, кто принимал участие в съёмках и помогал группе, а представлял ленту режиссёр. Рядовые зрители фильм приняли восторженно, критики были более сдержанны, но в целом тоже отозвались благоприятно, особенно о работе Владимира Гостюхина.
На долгие годы «Магистраль» стала частью Дня железнодорожника и демонстрировалась в этот праздник по тв.
Интересный факт. Есть мнение, что жанр «производственная драма» — порождение советского кино (как, например, вестерны — порождение кино американского).
Производственные драмы зрители частенько не жаловали, хотя и среди них встречаются по-настоящему выдающиеся фильмы, заслуженно входящие в золотой фонд.
«Магистраль» без всяких сомнений можно причислить к таким фильмам.