Фильм, рассказавший о дерзком похищении ребёнка

Ленту «Похищение» (1985) часто причисляют к детским, хотя она адресована и взрослой аудитории тоже. Возможно, даже в большей степени. И довольно любопытно, что затронутая в ней тема сегодня не менее актуальна, чем сорок лете назад:

что будет, если родители ребёнка усердно делают карьеры, наследника спихивают на бабушку и дедушку и видятся с ним лишь эпизодами. Понравится ли родителями результат бабушкинского воспитания?

Сценарий о четырёх взрослых и одном мальчишке написал писатель Евгений Дубровин, положив в его основу собственную повесть «Глупая сказка». Главные герои — это дошкольник Борис, которого всячески балуют бабушка и дедушка. А всё потому, что мама-модельер увлечена работой и постоянно ездит по командировкам, в том числе заграничным. Не менее заинтересован в карьере и папа Борис, тренер по борьбе, который тоже сутки проводит с подопечными, а не с сыном. Конечно, родители пытаются компенсировать отсутствие своего тепла подарками, но это не совсем то, что нужно ребёнку. Зато бабушка с дедушкой внука обожают и балуют.

Интересно, что оба тоже работают, а бабушка, судя по рабочему интерьеру, занимают весьма ответственную должность, но при этом находят время на внука.

Борис, растущий в атмосфере вседозволенности, созданной бабушкой и дедушкой, начинает превращаться в маленького тирана, не видящего границ, но его шалости, иногда вовсе не невинные, бабушку и дедушку ничуть не расстраивают. И тогда, проводив маму в очередную командировку в Будапешт, папа организует «похищение» сына. Правда, оно не такое уж внезапное и тайное: он сообщает своей матери (той самой бабушке, избаловавшей внука), что

забирает Бориса на месяц и просит их не искать. Отец и сыном уезжают в деревню, где малышу сначала всё не нравится: масло постное, а не сливочное, туалет на улице, мороженого нет, развлечений никаких.

Но постепенно парнишка узнаёт другую жизнь, ему даже предстоит в компании отца провести ночь в лесу. А ещё Борис близко знакомится с природой и, возможно, по возвращении в город станет немного иным человеком.

Постановкой «Похищения» занялся режиссёр Виталий Тарасенко. Тарасенко преуспел в документалистике, но в конце семидесятых попробовал силы в кино игровом, сняв короткометражку «История с метранпажем» (1978). Потом было ещё несколько документальных лент и вот наконец режиссёр отважился на полноценную игровую картину.

Роль отца получил Александр Фатюшин, очень тогда популярный после роли в мелодраме «Москва слезам не верит» (1980). Но при этой популярности Александр Фатюшин чаще почему-то играл второстепенных героев, главных в его фильмографии в разы меньше. В «Похищении» ему достался именно главный герой, который почти всё время присутствует на экране. Сам актёр отозвался о роли так:

«Мне близки образы людей с обострённой совестью, добрых и справедливых. Конечно, эти качества нужно воспитывать с раннего детства, к чему и стремится мой герой. Но не только это. Хочется, чтобы фильм вообще прозвучал как предостережение против равнодушного отношения людей друг к другу».

Роль мамы ушла Елене Бондарчук (ещё не Алёне), которая, в отличие от партнёра, была актрисой начинающей.

Занятно, что параллельно оба актёра снялись в героическом фильме «Приходи свободным» (1985), рассказавшем о событиях Гражданской войны.

В роли бабушки — Любовь Соколова, дедушкой стал Пётр Щербаков. Отрадно, что Любовь Соколову режиссёр Виталий Тарасенко показал не классической бабушкой в старомодном халате и платке, а современной и стильной.

В небольших ролях ищите Веру Кузнецову, Владимира Самойлова, Юрия Медведева, Юрия Саранцева, Виктора Уральского.

В роли Бориса — юный актёр Миша Ефимов, для которого это была первая роль в кино. Позже Михаил выбрал артистическую карьеру, сейчас он время от времени снимается и играет в театре.

«Похищение» вышло в мае 1985 года.

Несмотря на добротный актёрскй состав и довольно интересный сюжет фильм громко не прозвучал и прошёл почти незамеченным.

Критики его проигнорировали, да и зрители в целом остались равнодушны, хотя лента даёт почву для раздумий. Сейчас фильм — из числа забытых раритетов, пылящихся на дальних полках.

А вопрос в тему фильма. Одно время была модна теория, что детям ничего не следует запрещать, чтобы они самостоятельно учились обживаться в мире. Вы разделяете эту идею?

Оцените статью